Деятельность мозга и психические функции

Мозг является фундаментом, на основе деятельности которого строятся все психические процессы, определяющие наше поведение. Например, приступая к выполнению домашнего задания по математике, вы, как правило, осмысливаете условие задачи, пытаетесь решить ее самостоятельно или советуетесь с друзьями, родителями. В любом случае ваша деятельность носит сознательный характер. Вы осуществляете целенаправленный контроль над своими поступками и оцениваете их результаты.

 

Сознание возникло у человека в процессе эволюции на основе потребности в общении, передаче опыта и знаний. Передача информации от одного человека другому может происходить лишь при помощи символов, знаков, звуков, жестов. Основной формой общения у человека стала речь. А благодаря общению возникает и сознание — главное свойство и продукт психики.

Сознание в своей относительно примитивной форме свойственно и животным. Просто оно иного, более низкого уровня и проявляется в другой форме. Человек обладает сложной и, возможно, наиболее совершенной его разновидностью. Человеческое сознание — это форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний об окружающем мире. Иными словами это мысленные образы, представления и понятия, которые с помощью слов, символов, образов художественных произведений или мелодий могут быть переданы как знания. Поэтому понятие сознания охватывает и познавательные процессы. Ощущение и восприятие, внимание, память, мышление — все это функции мозга, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

Ощущение — первый этап в познании мира

Это элементарный, рефлектор -ный по природе психофизиологический процесс. Он заключается в отражении мозгом отдельных качеств и свойств предметов, различных явлений при их воздействии на рецепторы органов чувств. Ощущения бывают зрительными, слуховыми, кожными (тактильными), вкусовыми и др.

Это интересно. Ощущения зависят от индивидуальных особенностей человека, состояния его нервной системы, характера профессиональной деятельности. Например, музыкальный слух — это врожденная индивидуальная повышенная чувствительность к звуковым колебаниям: опытный автослесарь по звуку работающего мотора может определить характер неисправности. Красильщики тканей способны различать до 40 оттенков только черного цвета.

Переработка информации в мозге не всегда сопровождается осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Понимание ощущения приводит к восприятию.

Восприятие — это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Если в ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов, то в процессе восприятия из отдельных ощущений формируется представление о предмете как целом. Другими словами, восприятие — это формирование психических образов.

В процессе восприятия происходит не только анализ новой информации, но и сопоставление ее с уже имеющейся, хранящейся в памяти. Восприятие — это не оценка ощущений, а качественно новая ступень чувствительного познания — обобщение информации.

Иногда воспринимаемые нами объекты получают искаженную органами чувств оценку. Например, два абсолютно одинаковых по линейным размерам столбика черного и белого цвета воспринимаются нами как разные по величине. Кажется, что белый больше черного. В таких случаях говорят об иллюзиях восприятия.

Внимание — направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание не имеет собственного содержания. Оно проявляется в сосредоточенности на чем-либо. Без внимания возможно ощущение, но не восприятие. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, яркостью, необычностью предмета или события, тем больше вероятность того, что они будут восприняты. Внимание — основа и непременное условие для обучения.

Вниманием можно управлять, его нужно тренировать и совершенствовать. Неумение человека сосредоточиться, повышенная отвлекаемость — свидетельства рассеянности внимания. Тренировка внимания важна как для профессиональной деятельности, так и для воспитания волевых качеств личности.

Память — это процесс накопления, хранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С позиций физиологии память — это накопление и упрочнение временных связей в головном мозге. Память позволяет воскресить в сознании образы и события прошлого, воспроизвести явления, которые в данный момент не действуют на человека.

Качественная особенность памяти — способность запоминать не частные свойства и признаки объекта, а его общие характеристики. Человек не абсолютно (фотографически) воспроизводит объект. Образы воспринятых ранее жизненных ситуаций, сюжеты прочитанных книг, увиденных телепередач, как правило, воспроизводятся в новых связях, комбинациях и сочетаниях.

Без памяти невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление вновь освоенных форм поведения. Память служит основой мышления. Для того чтобы мыслить, нужно комбинировать образы или понятия, четко представлять отсутствующие предметы или прошлые события. Это означает, что они должны присутствовать в нашей памяти.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно обеспечивает познавательные функции без непосредственного чувственного контакта с объектами.

Мышление осуществляется на основе билатеральной (полушарной) организации мозга. Левое полушарие характеризуется в большей степени словесно-логическим, а правое — наглядно-образным мышлением. При этом левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое — одновременно и целостно. Каждое из них вносит свой уникальный вклад в мышление и сознание.

Познавательные способности человека значительно отличаются от таковых у животных. Во многом это связано с использованием речи. Слово обобщает наиболее важные черты и признаки объектов в понятиях. Оно воспринимается нами не как отдельные звуки, а как информация, несущая определенное смысловое значение.

Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека. Она регулируется, главным образом, левым полушарием головного мозга. Зоны коры, ответственные за понимание смысла речи, расположены в височной доле. При нарушении их работы (например, в результате инсульта) человек теряет способность различать, узнавать слова, вследствие чего утрачивается и способность к осмысленной речи. В лобной доле головного мозга расположены области, обеспечивающие произнесение слов. При их повреждении человек не может сказать ни одного слова, хотя понимает их смысл.

Речь имеет индивидуальный характер, эмоциональную окраску, отражает профессиональное мастерство, культуру и интеллект.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешней считаются устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь.

Внутренняя речь — это разговор человека с самим собой. Она не направлена на общение с другими людьми и формируется на основе внешней речи у детей в возрасте около трех лет.

Влияние алкоголя и токсических веществ на психику и поведение человека

Вы уже знаете о вредном влиянии различных наркогенных и токсических веществ на нервную систему. Совершенно очевидно, что их употребление негативно влияет на психику и поведение человека: затрудняет восприятие, приводит к ухудшению реакции, снижает эффективность запоминания. Это начальные симптомы деградации личности и первые шаги к неадекватному поведению. Так как разрушенные нейроны не восстанавливаются, лечить подобные заболевания очень сложно. Единственно правильное решение — навсегда отказаться от вредных привычек.

Человек — уникальное творение природы. Он представляет собой особое существо, в котором тесно переплелись биологические и социальные качества.

В основе поведения и высших психических процессов человека лежит деятельность коры больших полушарий головного мозга. Работа мозга протекает при одновременном участии обоих полушарий. Его основная задача — обеспечить интеграцию синхронно протекающих процессов возбуждения и торможения в различных нервных центрах.

Поведенческая деятельность формируется с учетом окружающей обстановки (восприятие и ощущение) и прошлого жизненного опыта (память). На основании этой информации происходит построение модели действий (мышление).

Необычайно важную роль в нашей повседневной жизни и творчестве играет речь. Благодаря ей становятся возможными общение между людьми, передача опыта другим поколениям. На основе общения возникает сознание — высшая форма отражения действительности.

Сила человеческого интеллекта, способность абстрактно мыслить, находить неординарные подходы к решению различных задач — все это становится возможным благодаря согласованной работе всех отделов мозга, интеграции текущих процессов возбуждения и торможения.

 

Оставь комментарий первым