Письмо первоклассника на начальных этапах обучения

вкл. .

Итак, разберем, что же представляет собой письмо первоклассника на начальных этапах обучения. Мы уже говорили, что сам процесс осуществления движений очень сложен для ребенка и вызывает значительное напряжение мышц руки, туловища, всего организма. Значительное напряжение при письме отмечается и со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Вот так выглядят пневмограмма (запись дыхательных движений) и механограмма (запись механических движений кончика стержня шариковой ручки) при письме. Ребенок задерживает дыхание пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово.

 

Естественно, чем длиннее слог, а тем более слово, которое ребенок пишет безотрывно, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма. 

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения каждого графического элемента, не говоря о том, что одновременно, как правило, решается и задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему ее графическое изображение. На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только «что нужно писать какую-то букву», но и «как это сделать» правильно в соответствии с требованиями, задачей действия. Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, хотим мы этого или не хотим, требуем ли безотрывное написание буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это наше требование. И пусть под строгим взглядом учителя он не будет отрывать руку от тетради, но обязательно прервет движение, остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того чтобы расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет «держать точку», создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение.

 

Оставь комментарий первым