Листопад. Приспособление растений к перенесению неблагоприятных условий. Охрана растений

вкл. .

Задачи: углублять понятия о приспособленности растений к условиям внешней среды, о сезонных изменениях в жизни растений, о взаимосвязи живой и неживой природы; прививать любовь к природе и заботиться об ее охране.

Оборудование: комнатные растения (бегония, колеус, фикус, пеларгония); коллекция «Гамма листьев»; репродукции картин И. Левитана («Золотая осень»), В.Поленова, А. Остроухова; учебный фильм «Солнце, жизнь и хлорофилл»;'стенд «Охрана природы»; литература по охране растений.

Методические рекомендации. В начале урока следует провести проверку и закрепление знаний о значении листа, о приспособленности растений к различным климатическим условиям. Проверка знаний может быть фронтальной и индивидуальной; учащимся предлагается выполнить различные практические задания по выяснению функций листа.

Формулируется задача урока: осенью с наступлением холодов лиственные деревья и кустарники сбрасывают листья — выяснить, какое значение это имеет для растений. Учитель предлагает учащимся зачитать из дневника наблюдений об осенних изменениях в природе, параллельном переносе, проиллюстрировать репродукции картин художников, прочитать стихи об осени и т. д. Можно предложить составить короткие рассказы об осени по репродукциям картин, по рисункам в учебнике.
 
Демонстрируются открытки, слайды с осенней окраской листьев. Учащиеся объясняют, чем характерны ранняя и поздняя осень. Возникает проблемный вопрос: почему листья осенью имеют желтую, фиолетовую и красную окраску? С этой целью следует выяснить, какие пластиды есть в клетках растений. Учитель сообщает, что с наступлением холодов в листьях больше проявляется'красящее вещество антоциан.
 
Позднее с укорочением светового дня и похолоданием хлорофилл в хлоропластах разрушается. Есть растения, у которых красящее вещество антоциан преобладает над хлорофиллом. Учащиеся рассматривают комнатные растения бегонию, колеус и краснокочанную капусту. В клетках этих растений накапливается большое количество антоциана.
 
С понижением температуры, укорочением светового дня в листьях некоторых растений накапливаются антоциан, различные кислоты или щелочи. (Изучается в ознакомительном плане.) К осени в листьях также скапливаются вредные для растения вещества, которые уносятся из растения при листопаде. Учащиеся рассматривают черешки листьев- и убеждаются, что у основания черешков образуется отделительный слой клеток. При сильном, порывистом ветре лист свободно „ отрывается от стебля и падает. Листопад есть приспособление растений к неблагоприятным условиям среды.

Дальнейшее изучение значения листьев и их приспособленности осуществляется в процессе просмотра фильма «Солнце, жизнь и хлорофилл». Вопросы к фильму записываются как домашнее задание: кто из ученых выяснил роль хлорофилла в образовании органических веществ в растении? Каково строение клеток листа? В каких клетках осуществляется фотосинтез? Какую роль в фотосинтезе играет солнечная энергия? Как следует понимать космическую роль зеленых растений? Как связаны понятия «жизнь» и «хлорофилл»? Почему необходимо охранять зеленые растения? (Фильм может быть продемонстрирован и на уроке 7, если позволит время.)

 

Оставь комментарий первым