Серая крыса

вкл. .

Серая крыса. Она же амбар­ная, она же шур, она же карако, она же пасюк. Это, так сказать, различные клички крысы. Из них самая распространен­ная - последняя, присвоенная ей на Украине и принятая в лабораториях.

Этот пасюк совершает странные и часто необъяснимые деяния. Мамаша- крыса за год приносит до трех поме­тов, в каждом в среднем семь детены­шей. Через три-четыре месяца дете­ныши уже сами размножаются. Так что от одной пары крыс за год может «произрасти» до 15 тысяч потомков.

Беременная крыса сразу же при­нимается за строительство гнезда. Са­мец ей помогает в меру своих сил. То соломинку принесет, то пушинку. Если холода близки или уже наступи­ли, работа идет веселее. Интересный опыт проделал один польский уче­ный. Он удалил у самки щитовидную железу. После этой операции крыса потеряла чувство меры и показала, на что она способна: гнезда она строила огромнейшие, расходуя в сутки по 150 метров бумаги! У здоровой кры­сы, когда гнездо готово, строительное рвение пропадает.

Итак, двенадцать народившихся ртов (либо меньше, либо больше) за­нимают свои места у двенадцати сосков. Первые два-три дня они сосут непрерывно. Их желудки сокращают­ся в постоянном ритме, как бы коман­дуя: ешь! ешь! ешь! Их маленькие рты непрерывно совершают сосательные движения. Крысята еще ничего не слышат, но уже попискивают.

На четырнадцатый-пятнадцатый день крысятам открывается серый, неприглядный мир, краски его они не видят. Но еще раньше, в самом нача­ле жизненного пути, крысята прояв­ляют кое-какую опытность. Ползти, например, стараются в сторону, где потемнее, а если посадить крысенка на наклонную плоскость, то, взбира­ясь по ней, он выберет наикратчай­шее расстояние. Это наследственные инстинкты, но далее ждут маленькое существо таинственные университе­ты. Таинственные для нас, потому что крысы не любят делиться секретами.

Однако ученые нашли способы приподнять завесу над крысиной «педагогикой». Лучший из этих спо­собов прост и остроумен: они сами решили заняться обучением крыс.

Крыс учили находить дорогу в специально построенных лабирин­тах. Не удавалось создать такого ла­биринта, которым бы не сумел овла­деть хоть один из подопытных гры­зунов. После 200-300 пробежек кры­сы научились безошибочно ориенти­роваться в лабиринтах. Задачу услож­нили: лишили крысу зрения. Все рав­но она нашла дорогу! Лишили обо­няния — нашла! Провели анестезию осязательных нервов лап — нашла ожидаемый гостинец. Выключили несколько органов чувств сразу — и тут она не растерялась, нашла, что требовалось. Но самое интересное: уж очень быстро приспосабливалась крыса к своим физическим недостат­кам. Лишат зрения — работает на ощупь лапами и вибриссами (усами). Вибриссы обрежут и лапы анестези­руют — идет, касаясь стенок боками. Однако, когда лабиринт развернули на 180 градусов, крыса заблудилась.

Крыс учили лазать по лестницам с полки на полку. Крысы сами под­нимали лестницу, соединяющую две нижние полки, ставили ее на второй

полке, прислонив верхним концом к третьей полке, где лежало угощение, и, проявив такие редкие дарования, добирались до пищи!

Однако поначалу крысы не умели справляться с этой задачей. Они в ра­стерянности бегали по второй полке, на которую забрались по лестнице, соединяющей первую полку со второй. Но после длительной серии опытов одна из крыс умудрилась поднять не­закрепленную лестницу с первой пол­ки на вторую и прислонить ее концом к третьей полке. Сразу же после этого научились делать похожие манипуля­ции и другие крысы (подражание!).

Крыс обучали распознавать нари­сованные фигуры, и тут они прояви­ли немало сноровки: быстро запоми­нали рисунок, обещавший награду, узнавали его, даже если он был вклю­чен как составная часть в другой узор. Узнавали и тогда, когда изменяли раз­мер рисунка.

Конечно, ученые исследовали и органы чувств крысы. Оказалось, что обоняние у нее не тоньше и не лучше, чем у человека, и вовсе не является для нее самым важным чувством. И вкусовые ощущения у крысы хуже, чем у нас, хотя она и владеет теми же категориями вку­са: сладко, горько, солоно, кисло.

В отношении слуховых особенно­стей крысы данные опытов не пол­ны. Доказано, что шорохи крыса вос­принимает лучше человека, так же как и звуки частотой ниже 8 тысяч герц (то есть 8 тысяч звуковых коле­баний в секунду). Что касается более высоких тонов, то к ним крыса, на­сколько это установлено на сегодняш­ний день, менее восприимчива, чем человек, и верхний диапазон слыш­ных ей звуков не установлен.

Острота зрения крысы опять-таки недостаточно испытана. Во всяком случае, исследования показали, что его строение нетипично для живот­ных, ведущих ночной образ жизни, крыса отлично видит и днем, хотя и очень близорука.

Потребность крысы в движении весьма значительна. Помещенная во вращающийся барабан подопытная крыса «накручивает» за день 8-16 километров, а рекорд — 43! Надо ска­зать, что она не все время находится в движении. Крыса — так называе­мое многофазовое животное. Она не спит ночью или днем, как, скажем, птицы или другие однофазовые суще­ства. В течение суток она равномер­но раз двадцать то активна, то пре­бывает в покое.

Может быть, кто-нибудь из чита­телей видел уникальные кинокадры: особенно­стей крысы данные опытов не пол­ны. Доказано, что шорохи крыса вос­принимает лучше человека, так же как и звуки частотой ниже 8 тысяч герц (то есть 8 тысяч звуковых коле­баний в секунду). Что касается более высоких тонов, то к ним крыса, на­сколько это установлено на сегодняш­ний день, менее восприимчива, чем человек, и верхний диапазон слыш­ных ей звуков не установлен.

Острота зрения крысы опять-таки недостаточно испытана. Во всяком случае, исследования показали, что его строение нетипично для живот­ных, ведущих ночной образ жизни, крыса отлично видит и днем, хотя и очень близорука.

Потребность крысы в движении весьма значительна. Помещенная во вращающийся барабан подопытная крыса «накручивает» за день 8-16 километров, а рекорд — 43! Надо ска­зать, что она не все время находится в движении. Крыса — так называе­мое многофазовое животное. Она не спит ночью или днем, как, скажем, птицы или другие однофазовые суще­ства. В течение суток она равномер­но раз двадцать то активна, то пре­бывает в покое.

Может быть, кто-нибудь из чита­телей видел уникальные кинокадры:

крыса по причальному канату пере­бирается на судно. На канат надета плоская деревянная муфта, через нее грызуну не перелезть... Но крыса и не пытается. Добравшись до муфты, она отцепляется и плавает, ожидая, когда канат ослабнет и коснется воды. Тогда крыса повисает на канате уже по другую сторону муфты, и через минуту она пассажир! На что уж во­енные моряки любят чистоту, но и им приходится ходить в походы с таки­ми вот тварями на борту. Казалось бы, порт — отличное местожительство для крыс, но вот лезут они на кораб­ли, и все тут!

Человек изобрел много способов борьбы с крысами. Но среди них нет ни одного радикального. Причина — по­трясающая приспособляемость крыс.

Главный жизненный фактор — питание — для них не проблема. Они всеядны. Все, что ест человек, им тоже служит пищей. Но они могут сожрать простыню, обувь, книгу, кожу, кости, кору деревьев.

Главная опасность, которую несут человечеству крысы, не в том, что они пожирают наше продовольствие. Крысы заражают нас чумой! Иссле­дователи установили, что кроме чумы крысы переносят еще не менее двад­цати опасных заболеваний: тиф, бру­целлез, рожистые воспаления, трихи­неллез, сальмонеллез, лептоспироз, лихорадку Лаоса и многие другие. Болезни, занесенные крысами, надо полагать, унесли за последние десять столетий больше человеческих жиз­ней, чем все войны и революции.

 

Оставь комментарий первым