Фактор, определяющий успешность навыка письма

вкл. .

Необходимо сказать еще об одном очень важном факторе, определяющем успешность формирования навыка, в том числе и навыка письма (особенно на начальных этапах),— наличие «обратной связи», возможность определить качество выполняемого действия путем сравнения, для того чтобы сознательно его (действие) контролировать. Как же может ребенок определить, правильно ли, качественно ли выполнил он свое действие, верно ли написал нужный графический элемент: сравнить с написанной буквой, элементом буквы в начале строки?

Можно, но очень трудно: практически ребенок не видит неправильного соотношения штрихов, неверного наклона, большей или меньшей высоты — он видит всю букву целиком и оценивает ее по принципу «похоже — непохоже». Если при формировании навыка письма ставится задача — «написать похожую букву» или «написать читаемую букву», то можно в начале строки дать образец, а дальше — как получится. Но если задача действия формируется (так, как сейчас в программе и методике обучения письму) — написание букв не только определенной конфигурации, но и определенной высоты, ширины и наклона, то для выполнения такой задачи ребенку необходимо дать ориентиры для зрительной коррекции, сопоставления правильности выполнения каждого элемента. Например, частую косую разлиновку, определяющую и высоту элементов буквы, и протяженность, и наклон. В 6—7-летнем возрасте лишь зрение может выполнять эту роль, так как кинестетический контроль — то, что в популярной литературе называют «мышечным чувством»,— в этом возрасте еще не играет существенной роли при коррекции движений.

 

Оставь комментарий первым