По народнохозяйственному плану ежегодно прирост настрига шерсти
Задача. По народнохозяйственному плану ежегодно прирост настрига шерсти должен был составлять 391 тыс. т, а составил 397 тыс. т. Какой прирост настрига шерсти был получен? (Ответ: 6 тыс. т.)
Кажется, только цифры, а сколько за ними скрыто! Чтобы учащиеся глубже поняли значимость полученного ответа, учителем была проведена .такая работа:
Учитель. На сколько увеличился ежегодный прирост настрига шерсти?
Ученик. 397 — 391=6 (гыс. т). Па 6 тыс. т.
Учитель. Давайте немного поразмышляем, что кроется за этим числом и какое практическое значение имеет перевыполнение плана. Предположим, что на один костюм идет 1 кг шерсти. На сколько костюмов хватит этой шерсти?
Ученик. 6 ООО ООО: 1 =6 (млн. костюмов).
Учитель. Значит,» более половины жителей Москвы могут иметь новые костюмы из шерсти, полученной сверх плана.
Сколько бы костюмов имел каждый житель нашего поселка из этой шерсти?
Ученик. 6 ООО ООО: 3000= 2000 (костюмов).
Такой результат убедительно показывает учащимся, что значит перевыполнение государственного плана.
На последующих уроках учитель выяснил с учащимися роль повышения производительности труда.
Безусловно, воспитательный эффект решения задач гавнеит от многих факторов педагогического и методического характера, от подготовительной работы перед решением задачи и анализа ответа, от того, как учитель сможет развить в дальнейшей беседе тему, затронутую в задаче. Проведенная работа показала, что наиболее эффективными темами, способствующими воспитанию чувства уважения к людям труда и готовности работать в сфере материального производства, являются такие: «Будь похожим на наших передовиков», «Смотри, какой ценой это досталось», «Какие проблемы (задачи) стоят перед страной и перед тобой?», «Будь участником событий, способствующих расцвету нашей страны» и т. д.
Советские люди стремятся хорошо работать, чтобы принести как м ,/кно больше пользы стране, чтобы сделать ее богатой и могущественной. А это невозможно без знания экономических основ производства и процессов экономической жизни. Еще в школе необходимо у ребят выработать навыки экономического мышления, потребность П0-Х03Яйски относиться к народному добру, расчетливо вести дело, добиваться максимального эффекта при минимуме затрат труда и средств, по государственному подходить к решению хозяйственных задач.
Поэтому экономическое воспитание, являясь частью коммунистического воспитания, играет важную роль в формировании патриотических чувств и убеждений, в подготовке школьников к жизни, к труду.
Многое в этом отношении можно сделать в процессе обучения математике, в частности при решении математических задач.
Формы и методы экономического воспитания в процессе обучения математике могут быть различны: связь изучаемого с соответствующими экономическими фактами; экономическая оценка эффективности развития производства в своем совхозе, колхозе, в учебно-производственной бригаде; экскурсии на производство.
При изучении математики у школьников развиваются вычислительные, измерительные и графические навыки, навыки выполнения лабораторных работ. В ходе решения примеров и задач учащиеся знакомятся с такими вопросами, как норма выработки, учет и оплата труда, материальные и трудовые затраты и другие вопросы хозяйственного расчета.