Учащиеся наших школ привлекались к составлению таблиц

Учащиеся наших школ привлекались к составлению таблиц, диаграмм и графиков. Устраивались конкурсы на лучшую задачу, число по и материал для которых собирали сами учащиеся. Самостоятельное составление задач способствует расширению математического кругозора учащихся, демонстрирует знание изученной теории, формирует умение анализировать, пользоваться индуктивным методом, помогает школьникам глубже усвоить взаимосвязь исходных и искомых данных. Поиск и подбор числового материала для составлений задач является важной формой, способствующей патриотическому воспитанию учащихся. В результате такой работы были оформлены фотомонтажи, стенды- плакаты на темы «Говорящие цифры», «Один день пятилетки», «Рубежи Казахстана в двенадцатой пятилетке», «Пятилетка в цифрах», «Два мира — два образа жизни», «Экономия и бережливость— забота общая», отражающие достижения нашей страны. Эти материалы использовались при устном счете, для математических диктантов. Подбирая цифровой материал, школьники получают навыки анализа и использования научной и политической информации, становятся в курсе важных событий как внутри страны, так и международных.

 

Наш опыт показал, что основными приемами подбора задач, способствующими формированию патриотических чувств, являются следующие:

1)      изменение формулировок некоторых задач в существующих сборниках задач;

2)     дополнение отдельных задач вопросами, способствующими развитию тематики задачи;

3)     составление новых задач, содержание которых способствует формированию патриотизма.

Рассмотрим их немного подробнее.

Чтобы усилить воспитательное значение задачи, учителю достаточно изменить фабулу некоторых из них. При этом та же самая с точки зрения математики задача предстанет перед учащимися в новом варианте, получит практическую направленность.

Например, задачу «Даны прямая / и две точки А и В, лежащие по одну сторону от этой прямой. Найти кратчайшее расстояние от точек А и В до прямой /» можно предложить в следующей формулировке: «В каком месте надо построить мост через реку чтобы потребовалось наименьшее количество строительных материалов для построения дорог до населенных пунктов А и В, расположенных на одном берегу реки?» Можно дать задание к геометрическому условию данной задачи: «Придумайте практическую ситуацию, приводящую к этой задаче».

Однако к изменению содержания задачи надо подходить осторожно. Необходимо учитывать, чтобы при этом не потерялась математическая ценность задачи, а также содержание задачи оставалось на должном воспитательном уровне.

Очень важна система вопросов, при помощи которых можно продолжить разговор по тематике задачи. Например, к задаче «На каждые 10 тыс. жителей СССР в среднем приходится 185 студентов, в Японии—144, в Великобритании—105, в Италии — 125, в ФРГ—137, в Турции — 60. Во сколько раз числе студентов на 10 тыс. жителей в СССР больше, чем в названных выше капиталистических странах?» были предложены такие вопросы:

1)      В какой стране наибольшее (наименьшее) количество студентов приходится на 10 тыс. жителей?

2)      В каких странах количество студентов на 1С тыс. жителей больше (меньше) 50, 100, 115, 200?

Из сказанного следует, что задачи с патриотическим и интернациональным содержанием должны быть:

—    связаны с программой по математике;

—     доступны учащимся и не требовать больших пояснений, заслоняющих математическую сущность;

—     направлены на формирование мотивов будущей трудовой деятельности ученика;

—     реальны по условию и содержать сопоставительные данные о развитии двух систем — социалистической и капиталистической.

В этих задачах должны найти отражение успехи нашей страны, ее природные богатства, достижения в развитии -советских республик, братских социалистических стран.

 

Оставь комментарий первым