Рассмотрим пример комплексной экскурсии
Рассмотрим пример комплексной экскурсии (из приведенного выше плана) на отделение железной дороги в VIII классе. (Тема и цель проведения экскурсии указаны в приведенном выше плане.)
Место проведения: отделение железной дороги, диспетчерская, депо.
На уроке перед экскурсией надо сообщить учащимся цель экскурсии, план и задания, рассказать о мерах предосторожности на железнодорожных путях.
Задания учащимся:
- Какие таблицы, графики и номограммы используются работниками железнодорожного транспорта, какие расчеты выполняются с их помощью?
- От какой до какой станции же зной дороги обслуживает данное отделение? Каково расстояние между этими станциями?
- Определить это расстояние по карте. Сверить полученный результат с данным.
- Как выполняет свой план данное отделение дороги?
- Работа машиниста тепловоза. Управление тепловозом.
- Определить длину рельса, расстояние между рельсами, расстояние между шпалами и величину зазора между рельсами.
- Представители каких профессий работают на железной дороге и где они получают подготовку? Собрать материал для стенда «Рабочие профессии железной дороги».
- Какие работы производятся на железной дороге?
- Масса тепловоза и железнодорожного состава.
- Использование современной вычислительной и управляющей техники на железнодорожном транспорте.
- Собрать сведения о бригадах коммунистического труда.
Индивидуальные задания:
- Сделать зарисовки, фотографии во время экскурсии.
- Собрать образцы с записями на скоростемерной ленте.
8. Выпустить фотомонтаж и стенную газету, где поместить 8адачи, графики, рисунки, схемы, фотографии и т. п.
План отчета по экскурсии:
- Каковы преимущества тепловоза перед паровозом, электровоза перед тепловозом?
- Основные технические характеристики тепловоза: мощность двигателя (дизеля), расход горючего, габаритные размеры,системы охлаждения, системы смазки двигателя, максимальная и эксплуатационная скорость, свободный пробег с полного хода и до остановки при включенном двигателе и т. д.
- Приведите некоторые цифры из пятилетнего плана развития железнодорожного транспорта на 1985—1990 гг.
- Составьте график зависимости стоимости грузов от расстояния перевозки.
- Значение железнодорожного транспорта в системе народного хозяйства СССР.
- Каким прибором определяется величина зазора между рельсами и для чего этот зазор оставляют?
- Как определить скорость поезда, находясь внутри него? вне его? Какие данные для этого необходимы?
- По числовым данным, полученным в ходе экскурсии, составьте несколько задач.