Продолжение урока 1
Далее учитель познакомил учащихся с теорией параллельных Евклида, с попытками доказать V постулат в течение двух тысячелетий учеными всего мира, рассказал о роли Н. И. Лобачевского в создании неевклидовой геометрии. Демонстрировалась модель геометрии Лобачевского. Огромное впечатление произвели на учащихся отдельные факты из геометрии Лобачевского. Затем учитель подчеркнул основополагающую роль неевклидовой геометрии в теории относительности, астрономии и в других отраслях науки. На этом уроке выступили два ученика с сообщениями о жизни и деятельности Н. И. Лобачевского. Приведем планы выступлений учащихся.
План первого ученика.
- Краткая биография.
- Педагогическая деятельность.
- Прогрессивные взгляды Н. И. Лобачевского.
- Великий русский патриот.
План второго ученика.
- Труды Н. И. Лобачевского по геометрии.
- Вклад Н. И. Лобачевского в другие отрасли математики.
- Н. И. Лобачевский и современность.
Рассказывая учащимся о научной деятельности Лобачевского, учитель подчеркнул патриотические мотивы его творческой деятсльиостн и привел в подтверждение конкретный материал. Учитель стремился к тому, чтобы учащиеся сопоставили прошлое нашей страны с настоящим, сегодняшним днем.
Урок прошел очень интересно, эмоционально и увлекательно. Учащиеся с огромным вниманием воспринимали все исторические факты и сведения о Н. И. Лобачевском, приведенные на уроке.
Какие выводы можно сделать после урока? Что дает учащимся такой урок?. Не происходит ли пустая трата времени? О впечатлении, которое произвело на учащихся содержание материала урока, можно судить по их реакции, по тем вопросам, которые школьники задавали на уроке и после него, по желанию прочитать дополнительную литературу о Н. И. Лобачевском. Приятно было слышать такие высказывания ребят во время перемены:
— Надо же! Раньше слышал про Лобачевского, но не знал, что он был таким гениальным.
— Обязательно прочитаю книгу о Лобачевском.
— Чаще бы проводились такие уроки.
Ознакомление учащихся с элементами истории математики позволяет показать, что прогресс науки состоит не только в пополнении, уточнении каких-то понятий, правил, теорем математики. Например, открытие неевклидовой геометрии убедительно доказывает, что новые теории раздвигают рамки прежних теорий.