Будьте внимательны к своим ученикам

вкл. .

Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Ребенок не должен быть вялым, плаксивым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей. Это чаще всего вторичные признаки нарушения состояния здоровья.

Обратите внимание на изменения работоспособности ученика. Быстро нарастающее утомление, невозможность продолжительной работы без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость требуют немедленной разгрузки ребенка, введения щадящего режима.

Однако не торопитесь с выводами. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями, попробуйте различные варианты заданий, опроса, измените темп работы. Постарайтесь больше узнать о каждом своем ученике и, даже если он по каким-то причинам вызывает тревогу, не делайте поспешных выводов, не спешите изложить свое (категорическое) мнение родителям. Лучше поделитесь с ними своими тревогами и постарайтесь вместе решить тревожащий вас вопрос. При необходимости попросите родителей обратиться с ребенком к врачу, обязательно узнайте результаты этого посещения и сделанные врачом рекомендации (все рекомендации врача необходимо принять во внимание).

Хотим предупредить вас, что отнюдь не всегда (вопреки мнению учителя) у ребенка обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья. Чаще это просто эмоциональные перегрузки, затруднения психологической адаптации, которые требуют педагогической, а не медицинской коррекции. Проявляйте настойчивость, терпение и доброжелательность по отношению к «трудному» ученику.

Дайте возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет и считает, но, может быть, поет, рисует, танцует, знает и любит животных. Может быть, этот — хороший товарищ, а этот любит возиться с маленькой сестренкой, кто-то знает все марки машин и т. п. Помните, что учебные успехи — это еще не все. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать.

Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся трудной ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам. Они — плохие советчики, и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным.

Умейте дифференцировать проявления различных трудностей при обучении (чтению, письму, счету, решению задач, при плохой зритель-но-двигательной координации, замедленной реакции или, наоборот, гиперактивности, затруднении в запоминании слов, цифр, при неустойчивости внимания). Природа этих нарушений до конца не выявлена, и грубейшей ошибкой является сразу относить этих детей к категории умственно отсталых. Исследования последних десятилетий четко показали, что у школьников, имеющих затруднения в обучении, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции (как, например, с детьми, имеющими нарушение фонетико-фонематического восприятия), можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.

 

Оставь комментарий первым