Средний возраст сенаторов
Средний возраст сенаторов в 1825 г. составлял 58,6 г., членов Государственного совета — 56,3 г., военных и гражданских губернаторов уже на 10 лет меньше 46,3 года. Кроме них, в «элиту» мы включаем и генерал-губернаторов (средний возраст — 50,8 г.) и директоров департаментов (48,4 г.), но количество их незначительно (соответственно 6 и 5), почему в таблицу мы их в качестве отдельных групп не включали.
По первому впечатлению свидетельство современника представляется верным. Действительно, средний возpaст сенаторов (чуть менее 60 лет) самый высокий среди тех групп высшей бюрократии. Молодых сенаторов практически нет — моложе 46 лет лишь 3,4 % его состава, да и то те сенаторы, которые входят в это число, старше 40.
Даже членов Государственного совета моложе 46 лет почти втрое больше, а уж о военных и гражданских губернаторах нечего и говорить: среди них 48,6 лет моложе 46 лет, что в. 15 с лишним раз больше, чем в Сенате. Однако крайние возрастные группы представлены в Сенате меньше всего — его костяк (65,6 %) составляют сенаторы в возрасте от 51 до 65 лет. Следует учитывать, что бытовавшие в то время представления о возрасте молодом, пожилом, среднем отличался от наших.
Юноша в 15 — 16 лет в начале XIX в. по своему образованию и воспитанию, как правило, был уже готов к общественной деятельности и вступал в гражданскую или военную службу. Соответственно практический и социальный опыт, общественное положение приобретались тогда, по современным меркам, достаточно рано. Для родителей первоклассников очень полезны схемы задач по математике 1 класс. Но, даже учитывая разницу в представлениях о возраст! в то время и теперь, современники врядли считали дряхлыми старцами сенаторов в возрасте от 50 до 65 лет.
Несмотря на относительно высокий средний возраст! «дряхлые старцы», как показывают объективные данные, были в Сенате, скорее, исключением, чем правилом. А к середине XIX в. Сенат действительно стал старшей. По подсчетам П. А. Зайончковского, к 1853 г. среди сенаторов уже преобладали лица старше 60 лет — их было 62,8 % (в 1825 г. — 37,9 %). Так что свидетельство Пржецлавского основано на более поздних его впечатлениях, перенесенных потом на 20-е гг. XIX в.