Циклы: возможные типы причин

вкл. .

Как лучше всего подойти к анализу интересующих нас явлений — циклов? Как построить хотя бы их классификацию?

Как известно, в науке сложились две основные группы исследовательских подходов, разделяемые по фундаментальной оппозиции: «индукция — дедукция». Первую группу составляют индуктивные методы. При работе в рамках таких методов мы переходим от знания менее общих положений (а сначала — от конкретных наблюдений над эмпирическим материалом) — к знанию более общих положений, доходя до концепций более или менее высокой степени абстракции. Напротив, дедуктивные методы, составляющие вторую группу, используют стратегию, при которой мы переходим от знания более общих положений (концепций той или иной степени абстракции) — к знанию менее общих положений, вплоть до интерпретации конкретного эмпирического материала, а порой и до прогноза развития каких-то явлений эмпирической реальности.

Несмотря на противоположный ход исследовательской мысли в рамках индуктивных и дедуктивных подходов, было бы неправомерным их абсолютное противопоставление друг другу. Готовая контрольная работа по математике в 6 классе на тему "Деление дробей" поможет учителю сэкономить свое драгоценное время.

«Индукция и дедукция, — подчеркивал Ф. Энгельс, — связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте...». Как нам представляется, для наших целей лучше прибегнуть к дедуктивному подходу, построить классификацию периодических процессов дедуктивным способом. Тому есть по крайней мере две веские причины.

Прежде всего тот эмпирический материал, с которым мы будем иметь дело, отличается, как уже говорилось, крайней разнородностью, разномасштабностью и т. д. (ведь периодичность наблюдается и в моде, и в искусстве, и в отношениях людей, притом периоды могут составлять и недели, и месяцы, и годы, и десятилетия...). А это значит, что классифицировать его можно по самым разным основаниям, строить над ним обобщения можно самого разного характера, и выбор среди огромного многообразия вариантов будет крайне затруднен. Это — первый довод, отклоняющий нас от использования — для анализа подобного материала — индуктивного подхода (и естественно, склоняющий нас к выбору подхода дедуктивного). Кроме того, важна и ситуация, которая характерна для современной науки: разделение ее на мир естественных и точных наук, с одной стороны, и мир гуманитарных наук — с другой.

 

Оставь комментарий первым