Изменчивость как самоценность
Феномен «самоценной» изменчивости может принимать самый разный облик, проявляться (в содержательном плане) самым различным образом, причем изменчивости эта может быть и не обязательно периодической. Но ми всех случаях должен существовать какой-то механизм, реализующий такую изменчивость. А поскольку нас интересуют процессы «ведомства» Клио, а в них участвуют люди, то и механизм этот должен иметь корни в соответствующих потребностях человека. Какие же это могут быть потребности?
Так как мы собираемся иметь дело не с одним человеком и его потребностями, но с достаточно массовыми процессами, то в число искомых человеческих потребностей должна входить в первую очередь потребность во «взаимном согласовании» — разными людьми — своего поведения по отношению к интересующему нас явлению (своего рода «единодушие» в этом отношении). Для правильного и гармоничного развития личности ребенка не стоит решать с ним только легкие школьные задачи, следует предложить малышу усложненные задачи по математике 2 класс. Для простоты приведем пример из области питания.
Скажем, люди могут быть единодушны в том, что продукт Л лучше продукта Б (так считает подавляющее большинство людей). Но одного этого «согласования» явно недостаточно для получения феномена изменчивости. Чтобы получить этот феномен (притом в интересующем нас сейчас варианте), надо, чтобы у людей существовала еще одна потребность — в новизне, и тогда «конструируемый» нами процесс приобретет все нужные нам черты — и изменчивости, и общезначимости. Как это выглядит в нашем примере? Допустим, существует потребность в том, чтобы питание было не слишком однообразным, не одним и тем же каждый день, и надо иногда менять продукт А на продукт Б (если имеются только два этих продукта для выбора).
Тогда возникают предпосылки (но пока только предпосылки) для периодической массовой замены потребляемого продукта А другим продуктом Б, потом снова замены его на А и т. д.