Концепция «самоценной» изменчивости

вкл. .

Концепция «самоценной» изменчивости получила весьма широкое распространение в самых различных исследованиях, в основном в работах, посвященных истории духовной культуры. Этой концепции отдали дань многие выдающиеся теоретики и практики искусства (и притом, на наш взгляд, дань чрезмерно большую, ибо, как мы постараемся показать ниже, область «правомочности» этой концепции на самом деле весьма скромна).

Так, выдающийся французский поэт и теоретик искусства Поль Валери обращал внимание на процессы быстрой (видимо, с периодом всего лини, в несколько лет) массовой изменчивости в характере художественного творчества, изменчивости, корни которой — «самоценность» новизны, новаторства в искусстве: «...Родился некий автоматизм новаторства. Оно стало властительным, как прежде — традиция.

Наконец Мода — иными словами, учащенная трансформация вкусов потребителя — заменила своей органической неустойчивостью медленное вызревание стилей, школ, великих имен». Рассматривать задачи на совместную работу 7 класс с решением бывает полезно для более глубокого их понимания и уяснения их смысла. Но, с другой стороны, он же обращал внимание и на более долговременные периодические процессы, говоря о необходимости попеременного чередования эпох классицизма и романтизма (понимая их более широко, чем это принято обычно в истории искусства): «Всякий классицизм предполагает предшествующую романтику (...) Сущность классицизма состоит в том, чтобы прийти после.

Порядок предполагает некий беспорядок, который им устранен». Близкие позиции занимали теоретики Пражского лингвистического кружка, русской формальной школы (вспомним, в частности, концепцию «автоматизации» художественного приема у В. Б. Шкловского, теорию Ю. Н. Тынянова о попеременном вхождении различных художественных явлений «периферии» художественного сознания в его «центр» и т. д.). Но всегда ли правомочен такой подход? Где находятся его границы?

Для ответа на эти вопросы мы обратимся к обещанному анализу периодических процессов, отвечающих варианту (Б2.2), когда изменчивость данного явления не остается его «текущей самоценностью», а имеет эволюционное функциональное назначение.

 

Оставь комментарий первым