Левополушарный механизм

вкл. .

Разделение (локализация функций) сугубо условно, и первичным здесь является именно разделение функций, а не психофизиологическая их интерпретация и тем более не локализация их в мозгу. Условность разделения связана с тем, что, во-первых, некоторые из процессов изучения «своего этажа» может частично выполнять и правое полушарие, а подъема на «следующий этаж» — левое полушарие; во-вторых, в правополушарный механизм включается также ряд видов деятельности подкорки и т. д.

Тем не менее указанное соответствие все же бесспорно имеет место, и хотя для дальнейшего изложения существенны лишь функции информационных механизмов (а не их мозговая локализация), представляется терминологически оправданным называть эти два типа механизмов соответственно «лево»- и «правополушарным». Конкретные особенности этих механизмов таковы.

Левополушарному механизму свойственна прежде всего «локальность»: новая информация каждый раз вырабатывается на основе сравнительно малой доли полученной информации (последняя расщепляется на небольшие порции, которые перерабатываются по очереди). Работа этого механизма развертывается во времени и отличается высокой точностью, объективностью, хорошей проверяемостью и воспроизводимостью результатов.

Результаты работы на всех этапах хорошо отчуждаются от субъекта, т. е. способны осознаваться и передаваться другим людям (иначе говоря, возможно «расщепление» субъекта и объекта). В целом для этого механизма характерны опора на разум (а не на чувство), рациональное осмысление своей деятельности.

Наоборот, правополушарный механизм ориентирован главным образом на «глобальность»: при обработке информации выявляются те ее свойства, которые пропадают при расщеплениях и вычленениях фрагментов (благодаря этому обеспечивается целостность восприятия, «узнавание» объекта). Этот механизм срабатывает чаще всего в форме моментального акта (отделенного от предварительной сознательной работы заметным промежутком времени) и отличается приблизительностью, субъективностью, сравнительно высокой вероятностью ошибки (поскольку ошибки «узнавания» необходимы, обладают эвристической полезностью).

Работа этого механизма не допускает отчуждения от субъекта, т. е. не способна полноценно контролироваться сознанием и передаваться другим людям (вплоть до получения окончательного результата, а иногда и после его получения; иными словами, происходит «вживание» в изучаемый объект). Характерным свойством этого механизма в целом является опора на чувство (а не на разум), на интуицию, эмоциональная мотивация деятельности.

 

Оставь комментарий первым