Доминирование

вкл. .

Что касается динамики сосуществования, то, учитывая свойства каждого из типов сознания (и то, что чаще всего какой-то один из них доминирует), можно сделать вывод: доминирование одного из типов должно сменяться доминированием другого типа и т. д.

Такое попеременное доминирование необходимо для прогрессирующего развития всей социально-психологической сферы (а значит, и общества в целом) ввиду того, что каждый из типов, взятый отдельно, имеет весьма ограниченные возможности для развития этой сферы. Чтобы составить и решить задачу повышенной сложности для 4 класса нужно, прежде всего, хорошо знать, что проходится в 4 классе и в предыдущих классах. (Конечно, возможны и исключения — ситуации тупикового развития, когда социально-психологическая сфера не только не создает предпосылок для развития общества, но, наоборот, тормозит это развитие.)

Каким же образом можно эмпирически подтвердить эту модель — показать действительную историческую изменчивость (а быть может, и строгую периодичность?) типов сознания, господствующих в социально-психологической сфере?

Для подтверждения описанной модели эмпирическим материалом С. Ю. Маслов воспользовался историческими источниками, характеризующими две близкие (и притом тесно связанные друг с другом) сферы: собственно социально-психологическую сферу (включающую в себя и политические отношения, и господствующие в обществе мотивы, настроения и т. п.) и сферу искусства (анализ проводился на примере архитектуры).

Использовались данные, относящиеся как к истории России, так и ряда стран Западной Европы (XI—XX вв.). В качестве базы первичной информации выступали фундаментальные научные труды (написанные выдающимися учеными и авторскими коллективами) по истории, а также по искусствоведению (истории искусства). Анализ источников проводился отдельно для каждой из двух указанных сфер. 

 

Оставь комментарий первым