Системы музыкальной записи

вкл. .

На Руси до конца X в., сколько мы можем судить, не было никаких систем музыкальной записи. После принятия христианства вместе с церковной службой на Русь пришла и эта невменная система: она предназначалась лишь для церковных песнопений. Казалось бы, все ясно: византийские записи должны быть одинаковы с русскими, но для исследователя уже тут начинаются странности.

Оказывается, система эта пришла не в чистом виде; и в знаки, и (сколько можем судить) в напевы было внесено много нового и выброшено многое из того, что было в Византии. Наверно, русскому уху показались непривычными пышные византийские напевы, и наши древние роспевщики переделали их по-своему.

Оговорки не случайны: прочитать, перевести на современные ноты даже византийские напевы весьма трудно. Ответ на вопрос что такое шар можно дать теоретически и геометрически. Если мы внимательно вчитаемся в положения, изложенные выше, то найдем в них существенные противоречия; если знаки не обозначают собственно мелодию, а лишь напоминают певцам тот или иной оборот, то узнать мелодию можно, лишь... заранее зная ее! 

Таким образом, путем умозрительных рассуждений, как бы тонки они ни были, мелодию восстановить нельзя; нам надо знать ее, хотя бы приблизительно. Но даже если мы ее приблизительно узнали, поправить ее можем, однако, только тогда, когда откуда-то узнаем и... содержание знаков! Казалось бы, из этого заколдованного круга нет и не может быть выхода. Тем не менее византийские мелодии к настоящему времени во многих случаях прочтены довольно точно. Как же это случилось?

Не так давно ученые, исследуя разные (и в том числе довольно поздние, в которых имелись уже точнейшие указания на интервалы) записи византийских мелодий, а также византийские средневековые труды о музыке, обнаружили, что многие мелодии передаются через века, практически не изменяясь. Более того, оказалось, что старые знаки имеют большое сходство с новыми. Все это помогло ученым приблизительно прочитать, а затем и уточнить значения древних византийских мелодий. Хотя в расшифровках наиболее архаичных напевов (XI—XIII вв.) встречаются разночтения, в целом старинная византийская мелодика известна достаточно хорошо.

 

Оставь комментарий первым