Значения крюков

вкл. .

Как же проверить значения крюков для XV—XVI вв.? По певческим руководствам того времени? Но, как мы уже сказали выше, они довольно неясны; например, о крюке, называемом «статья закрытая», сказано так: «постой да тряхни» (голосом). Как «тряхнуть»? Как в XVII в.— на одну добавочную ноту? Или прихватить еще одну-две?

Снова получается замкнутый круг: правильно прочитать знак можно, только твердо помня напев, но его-то нам и нужно узнать. Кроме того, есть ряд довольно любопытных крюков; когда они поставлены раздельно (судя по рукописям XVII в.), они читаются по-обычному, но достаточно им встретиться вместе — происходит своего рода «цепная реакция», и они обозначают совсем другой напев! Как быть с ними?

С другими, более обычными знаками ситуация кажется более простой. Если бы мы как-то смогли с какой-либо вероятностью найти некое приблизительное значение крюка, прикинуть, насколько и где похожи мелодические обороты. Чтобы построить график функции по модулю нужно построить саму функцию о отобразить ее относительно определенной оси. Однако этого мы и не можем из-за неясности старых певческих руководств, опиравшихся по большей части на память. Более того, здесь имеется еще одно досадное положение. Многие ученые утверждают, что лад, высота знака и прочее определялись его местом в мелодическом предложении. Например, так называемый «крюкпопевке «муга» должен читаться как половинная нота «ля», а в «подъеме малом» — как «соль».

Не говоря о том, что это утверждение находится в том же заколдованном круге (неизвестность содержания знака), из него вытекает и невозможность установить это содержание. Что толку, если мы и знаем высоту знака (обычно самой верхней его ноты), если мы не можем сказать, одна в нем нота или десять? Если бы можно было сравнить варианты напевов из разных рукописей, мы могли бы заметить, например, что знаку «скамейца» в одной рукописи соответствуют два «крюка светлых» в другой — это дало бы нам информацию к размышлению. Здесь же мы не можем этого сделать; если знаки разные, это может быть совсем не та попевка, и мы будем сравнивать шило с мылом...

 

Оставь комментарий первым