Государство и математика в эпоху Петра

вкл. .

Петр 1

Одним из главных пунктов постепенно образовательной программы деятельности Петра I было то, что необходимо создать кадры технической и административной интеллигенции. Спешная подготовка специалистов была необходима для новой регулярной армии, строившегося мощного флота, насаждавшихся мануфактур, дорожного дела, для подвергнутого коренной переделке правительственного аппарата. Петр столкнулся с отдельными элементами этой задачи еще в юношеских играх с «потешными», а завершил свою просветительскую деятельность, когда издал указ, после которого создании Академию наук.

Еще в молодости Петр с охотой изучал математику и овладел ею по крайней мере в объеме? которого хватило бы, чтобы быть квалифицированным инженером, архитектором и навигатором. По-русски он писал с ошибками, но в чертежах ошибок не делал. Практическое значение математики ему было ясно, и  первых школах, которые он организовал, математика стала одним из главных предметов. За уровнем  преподавания математики тщательно следил сам Петр и его помощники. Математике придавалась большая роль, что зафиксировано в названиях учебных заведений.

Первой была основана  Математико-навигацкая школа ( школа «математических и навигацких, то есть мореходно хитростно искусств учения») в Москве (в 1701 году) , помещавшаяся с 1702 г. в снесенной в тридцатые годы XX века Сухаревской башне, была своего рода политехникумом, откуда ежегодно выходили многие десятки специалистов различных сословий во все сферы морской, военной и гражданской деятельности. В 1711 г. в Москве открылась инженерная школа. В 1712 г. —  открылась артиллерийская школа; обе они впоследствии были переведены в Петербург. В 1714 г. стали открываться  низшие «цыфирные» школы. В 1715 г. от Навигацкой школы отделилась Морская академия в Петербурге, она готовила специалистов для флота: Россия стала к тому времени крупнейшей морской державой. Тогда же возникло несколько горных училищ на Урале. Несмотря на новые трудности — недостаточную квалификацию преподавателей, нехватку книг и приборов, суровый школьный режим, нежелание дворян, чтобы их дети учились вместе с ребятами «неблагородного» происхождения, несмотря на нерадивость самих учеников, иногда бегством спасавшихся от горьких корней учения, не дожидаясь его сладких плодов, — названные школы дали стране первые сотни и тысячи столь необходимых ей специалистов, в том числе и учителей. В Сухаревской школе преподавание математики начиналось с арифметики, геометрии, тригонометрии, пользования таблицами логарифмов, счетными линейками. Обучение на первых порах и еще долгое время носило механический характер: нужно было всего лишь запоминать правила и уметь применять их к определенным задачам.

Петр Великий имел в этом деле помощников. Ближайшим был генерал Яков Вилимович Брюс (1670- 1735), из «потешных» выросший в крупного государственного деятеля — начальника всей артиллерии, президента берг- и мануфактур-коллегии и т. д. Брюс получил хорошее образование в доме отца, прибывшего в середине XVII века из Шотландии в Россию и здесь назначенного командиром одного из полков. В 1697-1698 гг. около года Брюс занимался в Англии с преподавателем математики и астрономии. Обе науки он изучил весьма глубоко. Он много читал и оставил после себя большую библиотеку (около 1500 книг), а также собрание научных инструментов, которые завещал Академии наук. В Сухаревской башне он оборудовал первую в России обсерваторию, сам изготовлял для нее инструменты, вел наблюдения и составил звездную карту. Он выпускал календари, занимался научными переводами и руководил как Навигацкой школой, так и изданием многих книг. Ему принадлежит заслуга пропаганды в России коперниканства, враждебно встреченного православной церковью, и идей Ньютона. Любопытны письма, которыми обменивался этот замечательный человек с академиками И. Г. Лейтманом и Л. Эйлером.

В Навигацкой школе преподавало всего несколько человек. Главой был А. Д. Фархварсон., его помощником - Л. Ф. Магницкий; и Стефан Гвин, перешедший затем в Морскую академию, и Роберт Грейс. Фархварсону и особенно Магницкому принадлежат почетные места в истории русского просвещения.

Андрей Данилович Фархварсон (1675-1739) родился в Милне близ Абердина. Он обучался в 1691- 1695 гг. в Маришал-Колледже Абердинского университета, а затем преподавал в нем математику. Во время своего пребывания в 1698 г. в Англии Петр I познакомился с Фархварсоном и пригласил его с собой в Россию. Здесь шотландский математик помогал царю в организации Навигацкий школы,

где читал некоторые разделы математики, астрономию и мореходное дело. В 1716 г. его перевели профессором в Петербургскую Морскую академию. Многие русские моряки были его воспитанниками. В 1737 г. по представлению Адмиралтейств-коллегии Фархварсона произвели в бригадиры (чин, промежуточный между полковником и генерал-майором).

Фархварсон был связан в своей деятельности с Академией наук. Вместе с Магницким и Гвином он опубликовал в 1703 г. «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов и секансов». Фархварсон и Магницкий подготовили также русское издание голландских «Таблиц северных л южных широт восхождения солнца», содержащие нужные мореплавателям таблицы с пояснениями. Под редакцией Фархварсона вышел первый русский печатный теоретический курс геометрии. Он является автором пособия по элементарным номорафическим построениям, входившим в курс Морской академии, а также нескольких руководств, оставшихся в рукописях на латыни или в рукописном русском переводе.

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) происходил их тверских крестьян. Он самостоятельно изучил многие науки, в том числе математику и европейские языки. В Навигацкой школе Магницкий работал с 1702 г., преподавал геометрию, арифметику и тригонометрию, мореходные науки. После перевода Фархварсона в Петербург с 1716 г. и до конца жизни Магницкий руководил Навигацкой школой.

Его перу принадлежит знаменитая «Арифметика» — книга, сыгравшая большую роль в истории русского математического образования. Популярность этого сочинения (издано в Москве в 703 году) была огромная. «Арифметику» Магницкого, наряду с грамматикой Смотрицкого, называл «вратами своей учености» великий Ломоносов. В этой книге Магницкий поместил указания по решению, много подробно решенных примеров. Таких примеров в книге значительно больше, чем в соответствующих заграничных руководствах.

Как стала развиваться математика после Петра смотрите здесь. Также на сайте можно найти информацию о современных ученых-математиках и о великих математиках, которые стояли у истоков науки.

На сайте Ябеда вы можете написать отзывы, жалобы а также просто высказать свое мнение о товаре, услуге или человеке.

 

Оставь комментарий первым