Математика в Петербугрской академии наук

вкл. .

Академия наукПоворотным пунктом в развитии математики в России в XVIII веке явилось основание Петербургской Академии наук. Событие это Пётр I и его помощники подготавливали долгие годы. 22 января 1724 г. император утвердил проект положения об Академии. Ему не довелось, однако, быть свидетелем открытия Академии наук, первые собрания которой начались в августе 1725 г., через полгода после его смерти.

Основание Петербургской Академии наук пришлось на время бурного расцвета математики и механики в мире. На рубеже XVII-XVIII веков, как писал Энгельс, «первое место заняло элементарнейшее естествознание — механика земных и небесных тел, а наряду с ней, на службе у нее, открытие и усовершенствование математических методов. Здесь были совершены великие дела».

Академия наук состояла из трех классов: первый объединял математику, астрономию, механику с географией, второй — физику, химию и естественные науки, третий — гуманитарные дисциплины. Академии предназначалась роль не только научного учреждения, но и основного центра подготовки ученых и вспомогательного персонала для ее многочисленных учреждений — обсерваторий, лабораторий, инструментальных мастерских, библиотеки, музея, ботанического сада, издательства и типографии. С этой целью при Академии учреждались университет и гимназия, а на академиков возлагались преподавание в них и индивидуальные занятия с наиболее способными студентами.

К началу XVIII века стало очевидным значение математического аппарата для разработки многих теоретических и практических проблем науки и техники, имеющих государственное и общественное значение. При организации Петербургской Академии наук это обстоятельство учитывалось в полной мере. Среди 23 академиков, приглашенных на работу в течение первых лет, семь являлись математиками. Это были Я. Герман, X. Гольдбах, Ф. X. Майер, Г. В. Крафт, молодые братья Н. и Д. Бернулли и их совсем еще юный друг Л. Эйлер. Вначале академиков пришлось выписывать из-за рубежа, в данном случае из Швейцарии и Германии. Позднее в Академии в XVIII веке работали математики В. Е. Адодуров, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, И. А. Эйлер, Н. И. Фусс, М. Е. Головин, А. И. Лексель,Ф. И. Шуберт и С. Е. Гурьев. Все они внесли заметный вклад в развитие математических наук и образования.

История академических университета и гимназии полна трудной и далеко не всегда успешной борьбы передовых ученых с бюрократическим и косным аппаратом. Материальное положение многих учащихся было весьма тяжелым, а перспективы перед большинством из них — незавидные. Государственные деятели послепетровского времени, которых историк В. О. Ключевский метко охарактеризовал нулями, потерявшими со смертью Петра I свою передовую единицу, почти не заботились о подготовке национальной интеллигенции. Дворянство, даже столичное, гналось по большей части только за внешним светским лоском, а тысячи разбросанных но отцовским поместьям «Митрофанушек» старались увильнуть от всякой службы. Купцы и мещане нередко просили освободить их детей от учения, детям же крепостных доступ к образованию и вовсе был закрыт. Учащиеся набирались по большей части среди детей солдат, мещан, мастеровых, бедных священников. Гимназистов и студентов было немного, и они нередко не но своей воле не кончали курса обучения и направлялись на работу переводчиками, канцеляристами, наборщиками, мастеровыми академических учреждений.

Общая математическая подготовка в университете ограничивалась кругом элементарных предметов. Студенты, специализировавшиеся в физико-математических науках, изучали также и высшую математику. Оканчивая университет, математики представляли пробные работы, решая задачи, требовавшие хорошего владения аналитической геометрией, дифференциальным и интегральным исчислением, обыкновенными дифференциальными уравнениями, бесконечными степенными рядами и т. п. Некоторые молодые люди направлялись для усовершенствования в Германию.

Как ни трудны были условия деятельности академических учебных заведений, они сыграли весьма важную роль в развитии науки и просвещения в XVIII веке. Их выпускники много потрудились для распространения математических знаний. Почти все питомцы академического университета вели занятия не только в академической гимназии, но и в других учебных заведениях. А. А. Барсов стал первым профессором математики в основанном в 1755 г. Московском университете. М. Е. Головин активно участвовал в организации системы народных училищ и был профессором основанной в 1786 г. Учительской семинарии в Петербурге. Я. П. Козельский обучал математике и механике в Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе. С. К. Котельников вел занятия в Морском кадетском корпусе. В Сухопутном и Морском кадегских корпусах преподавал Н. И. Фусс. С. Я. Румовский был первым попечителем Казанского учебного округа и оказал большую помощь при организации Казанского университета.

Начиная с 1728 г., когда вышел первый том «Записок Петербургской Академии», по 1806 г. в изданиях Академии было напечатано более 700 научных мемуаров и отдельных книг по математике и механике. Вряд ли можно назвать какой-либо раздел этих наук, который бы не был представлен в изданиях Петербургской Академии первоклассными изысканиями. Это относится к теории чисел и теории вероятностей с приложениями к статистике и страхованию, к элементарной тригонометрии и тригонометрическим рядам, к сферической геодезии и картографии, к небесной механике и морской науке, к геометрии и теории машин, а главное, ко всем областям математического анализа: интегральному исчислению, дифференциальным уравнениям, вариационному исчислению, специальным функциям и т. д. Печатные издания Академии оказывали огромное влияние на общий прогресс математических наук. Ученые Западной Европы с нетерпением ожидали появления ее очередных трудов.

Большой вклад внесла Академия наук в создание учебной математической литературы. На протяжении ХУШ века количество русских руководств по математике постепенно возрастало. За первую половину века их вышло около 30, за последующие 25 лет — 32, а в последнюю четверть столетия — 66, т.е. больше, чем за предыдущие 75 лет.

Общей тенденцией европейской учебной литературы XVIII века было стремление перейти от догматического преподнесения правил решения задач, рассчитанного на механическое заучивание отдельных рецептов, к систематическому научному изложению. В России складывалось собственное направление, по духу родственное французскому, где велась борьба за демократизацию преподавания и предпринимались усилия соединить простоту и наглядность обучения математике с убедительностью доказательств. Ведущими были руководства JI. Эйлера, оказавшие исключительное воздействие на мировую учебную литературу. Характерными особенностями курсов Эйлера являлись, наряду со строгой последовательностью и систематичностью, поразительная доходчивость и прозрачность изложения. Необходимо отметить прежде всего его «Руководство к арифметике, для употребления в гимназии при Императорской Академии наук» и «Универсальную арифметику» (в 2-х томах). О высоких достоинствах этих книг говоря т их многократные переиздания и переводы на французский, английский, голландский и латинский языки. На основе книг Эйлера были созданы и более поздние учебники: «Начальные основания алгебры» Н. И. Фусса, «Плоская и сферическая тригонометрия с алгебраическими доказательствами» М. Е. Головина. Сжатым конспектом трудов Эйлера явилось и первое на русском языке изложение основ математического анализа, принадлежащее С. К. Котельникову. Вскоре появились и другие, более полные книги по высшей математике на русском языке, особенно нужные для Учительской семинарии, военных школ, а с начала XIX века — для физико-математических факультетов университетов.

Таким образом, уже вскоре после основания Академии наук в Петербурге, молодая русская столица, только что возникшая «из тьмы лесов и топи блат», превратилась в крупнейший международный центр физико-математических исследований.

Использованы материалы из книги А. II. Юшкевича «История математики в России».

О том как развивалась математика, кто стоял у ее истоков, кто продолжает совершать великие открытия в области математики вы узнаете здесь.

 

Оставь комментарий первым