Значение листьев. , Поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода

вкл. .

Задачи: развивать знания учащихся о функциях листа; вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов.

Оборудование: демонстрационные опыты с примулой или пеларгонией; стеклянные колпаки; раствор гидроксида калия; вазелин; лабораторное оборудование; таблицы.

Методические рекомендации. Урок начинается проверкой знаний. Доказать, что для образования крахмала в листьях нужен свет. Объяснить, что такое фотосинтез. Рассказать, кто из советских ученых исследовал фотосинтез. Почему выращенные в темноте растения имеют бледно-желтый цвет?

Затем учитель формулирует задачу урлэка. Растения дышат кислородом, но в зеленом лесу всегда легко дышать, так как там много кислорода. Выяснить, куда расходуется углекислый газ. Как связано ото явление с фотосинтезом? Проводится беседа о свойствах углекислого газа и кислорода и о дыхании органов растений.

Затем учитель сообщает об истории развития учения о фотосинтезе и изучении роли углекислого газа. Более 50 лет тому назад гений русской науки М. В. Ломоносов написал трактат «Слово о явлениях воздушных», в котором отмечал, что растение строит свое тело из воздуха, поглощенного листьями. Научные предсказываниям. В. Ломоносова были экспериментально подтверждены и доказаны значительно позже. Ученые многих стран занимались этой проблемой.

Одним из первых, кто открыл, что растение «исправляет», «восстанавливает» воздух, «испорченный» горением и дыханием животных, был английский химик.Д. Пристли. Пристли не занимался непосредственно исследованиями фотосинтеза. В те времена даже не были известны понятия «кислород» и «углекислый газ», но благодаря проведенному им опыту было доказано, что воздух под колпаком, где находились мышь и веточка мяты, каким-то образом обновляется,, обезвреживается. Открытие Пристли было высоко оценено на заседании самого авторитетного для того времени научного общества мира — Лондонского королевского общества.

Ученые многих стран с помощью опытов изучали накопление органических веществ в листьях, роль воздуха и воды в этом процессе. Учитель подводит учащихся к тому, что один из таких опытов подготовлен к уроку. Учащиеся рассказывают, как готовился опыт. Учитель спрашивает: почему растение находится под стеклянным колпаком? Для чего под колпак поставили стакан с известковой водой? Для чего растение выдерживали в темном шкафу, а затем на свету?

Обобщая ответы учащихся, учитель демонстрирует конечные результаты опыта: листья, прокипяченные в воде и спирте, и действие на них иода. Учащиеся делают самостоятельный вывод, почему в листьях под стеклянным колпаком, где находился гидроксид калия, не образовался.крахмал. Учащиеся приходят к выводу означении углекислого газа для образования крахмала.

Учитель особо подчеркивает значение исследований по изучению роли зеленых растений русского физиолога К- А. Тимирязева. Его экспериментами доказано, что зеленые растения, которые на протяжении своей жизни выделяют кислород, не дадут погибнуть человечеству. (Можно заслушать сообщения учащихся о жизни и деятельности К. А. Тимирязева и его работах.) Для подтверждения, что при фотосинтезе выделяется кислород, следует продемонстрировать опыты с традесканцией и элодеей. Кислород собирают в пробирку, как описано в учебнике, и выясняют его свойства.

Учащиеся приходят к выводу: для образования крахмала в листьях необходимы свет, углекислый газ, вода и тепло. При подведении итогов урока следует подчеркнуть связь строения и функции, например роль устьиц для проникновения воздуха, значение хлоропластов в клетках мякоти, строение и значение проводящего пучка, прозрачность кожицы листа, и на этой основе показать приспособления в строении листьев к фотосинтезу. Затем необходимо ознакомить с важнейшими мероприятиями, проводимыми в нашей стране по охране зеленых растений, основных источников кислорода и органических веществ.

Задание на дом: подготовить ответ на вопросы к тексту параграфа.

Во внеурочное время учащиеся закладывают опыты.

Опыт 1. В стакан наливают воды слоем 1 см, на дно кладут марлю, затем опускают в стакан 4—5 молодых листьев пеларгонии, плотно закрывают стакан пробкой и ставят в темный шкаф.

Опыт 2. Закладывают так же, как и первый, только стакан оставляют на свету (можно под электрическим освещением).

Опыт 3. Берут две трехлитровые широкогорлые банки. В одну банку на дно ставят 2 стаканчика: один — с веточками пеларгонии или листьями традесканции; другой — с известковой водой. Во вторую банку ставят стаканчик с известковой водой без растений. Обе банки закрывают плотными крышками и ставят на 2—3 дня в темный шкаф.

 

Оставь комментарий первым