Быт наших предков. Часть III
Еще один важный вопрос — как сделать фронтон крыши, по-белорусски «шчыт»? В наших деревнях «шчыты» давно делают из досок, другую конструкцию вряд ли подскажут даже самые древние старики. Но мы-то строим дом в эпоху железа, когда досок еще не было, ведь пилы для продольного пиления бревен были изобретены в Германии только в XIV в. н. э.! Придется обратиться к материалам этнографии.
Оказывается, еще в начале XX в. в Полесье «шчыты» выкладывали из бревен, а крепили их “лисичкам” — вертикальными кольями-стяжками, вставленными в поперечины, пропущенные сквозь бревна стен. Московские ученые, впервые описавшие такой вариант постройки, считают ее очень древней. Постройки на «лисичках» едва ли не по сей день делают оленеводы Заполярья. Только северные племена и народности до сих пор кочуют, в своих домиках не живут, а используют их для хранения продуктов. «Лисички» вполне подойдут для нашей зарубинецкой хижины.
И последнее — как сделать дверь? Она могла быть просто кожаным пологом или более сложной — такой, какие были в средневековых белорусских постройках и сохранились до XX в. на Полесье. Это дверь на «бегуне» — раздвоенном куске ствола ясеня или дуба, который вставлялся в специально вырубленные пазы бревен дверного «окутья». Такую дверь вполне можно сделать без пилы и гвоздей.
Зарубинецкий дом почти готов. Крышу можно покрыть соломой, это будет роскошная крыша. Если же нет соломы (злаки в древности росли мелкими), нарежем камыша — «чаратовыя» кровли еще помнят деревенские старики. Не будет камыша — наломаем еловых лапок. Изнутри через внутренние столбы-шулы пропустим легкие прутья орешника: они будут поддерживать от осыпания глиняную обмазку стен (в древности для заполнения щелей между бревнами использовали глину).
А вот и строитель дома, человек зарубинецкой культуры, босой длинноволосый усач в холщовых штанах и меховой безрукавке. Стоит, смотрит на нас и улыбается. Весело ему.