Старинные дуэли. Часть II

вкл. .

Во Франции общую ненависть к первому министру страны, кардиналу Ришелье, вызвал закон о запрещении дуэлей. По мнению Ришелье, кровь подданных может быть пролита только во имя Родины, олицетворяемой священной особой короля. Если же дворяне жертвуют жизнью, защищая свою честь, они тем самым ставят себя на одну доску с монархом недопустимая вольность! Помимо всего прочего, огромное число лучших представителей дворянских родов заканчивало жизнь на дуэли без всякой пользы для государства. К сожалению, все благие намерения кардинала Ришелье не встречали понимания у дворян и вызывали их бешеное сопротивление и насмешки.

Но случались дуэли, выходившие за рамки общепринятых норм. Например, во время гражданской войны в США генерал Исаак Путнам получил вызов на дуэль. Поскольку вид оружия выбирает вызываемый, то Путнам предложил своему противнику поставить на бочку с порохом свечу, зажечь ее и сесть рядом. Подошло время дуэли, генерал уже сидел у бочки со свечой и дымил сигарой, а «оскорбленного» все еще не было. Наконец явился от него посыльный с известием, что оппонент генерала Путнама отказывается от сидения возле свечи и тем самым признает свою трусость.

Вообще, американцы слыли большими оригиналами по части «дуэльного оружия». Так, в 1808 году во время войны генерал-лейтенант Цасс, вызванный на дуэль, воспользовался своим правом выбора и заставил противника совершить прогулку на виду у осадившего город неприятеля. Условия таковы: тот, кого убивали первым, проигрывал, а оставшийся в живых мог броситься на землю. Вызов был принят, однако ни один из дуэлянтов с прогулки не вернулся.

А вот что произошло с будущим первым рейхсканцлером Германии Бисмарком, который вызвал на дуэль одного ученого. Бисмарк отлично владел как шпагой, так и пистолетом, тем не менее накануне дуэли усердно тренировался в тире и фехтовал в зале. Ученый, зная об этом, заявил, что выбрал в качестве «оружия» сосиски—любимое немецкое блюдо. Порядок дуэли был таков: на тарелке подаются две сосиски; Бисмарк съедает одну, его противник — другую. Чтобы не лишать скромную трапезу известного интереса, в одну из сосисок будет положен яд в количестве, достаточном для отравления целого полка. На подобных условиях Бисмарк отказался от дуэли, заявив, что «герои не объедаются до смерти».

Так сохраняется жизнь, но «теряется лицо»...

Однако вернемся к поединку Андре Маршана и собаки, болеющий отодектозом его погибшего друга, с которого мы начали этот рассказ. Едва ее спустили с поводка, как собака бросилась на Маршана и смертельной хваткой вцепилась ему в горло. Палицей воспользоваться он не успел, и сумел только признаться в убийстве друга. Собака лишила людей законного права отправить убийцу на эшафот.

 

Оставь комментарий первым