Особенности воспитания культуры быта подростков в школах-интернатах

вкл. .

Развитие любого общества невозможно без систематической и целенаправленной работы в сфере воспитания настоящего гражданина. Анализ современной общественной практики доказывает, что сегодня особенно острой является проблема воспитания у молодого поколения культуры быта. Сегодня как никогда важно, чтобы молодежь могла вести хозяйство по-новому, умела обустраивать свой быт, рационально вести хозяйство, планировать семейный бюджет, учитывая семейные ресурсы, выполнять обременительные ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности и распределять их; осознавать их жизненную необходимость для дальнейшего семейной жизни и развития личности и т.д.

Формирование этих качеств способствует воспитанию человека-хозяина, способного решать любые бытовые задачи, справиться с теми бытовыми трудностями, возникающими в процессе жизнедеятельности. Особенно актуальной является проблема воспитания культуры быта у учащихся школ-интернатов, поскольку одной из главных задач интернатных заведений является подготовка воспитанников к дальнейшей самостоятельной жизни. Впервые культура быта становится предметом самостоятельного исследования в 70-х гг. ХХ ст.

В те времена обращалось внимание на проблемы диалектики общего и особенного в развитии культуры быта, влияние и значение традиций, обычаев, обрядов на развитие и изменения культуры быта разных народов; факторы повышения культуры быта; роль культуры быта в развитии личности. С середины 80-х гг. культура быта становится объектом изучения целого ряда наук: философии, этнографии, истории, педагогики, социологии, психологии, культурологии, социальной педагогики и т.д. Анализ и разработка научных источников по данной проблеме показал, что культура быта - это совокупность разносторонних качеств личности, к которым относятся умение эстетически, комфортно и удобно организовать быт; содержательное проведение свободного времени; бережное отношение и уважение к природе, людям труда, результатам труда; активное участие в различных видах бытовой труда. Она включает также рациональную организацию и экономику домашнего хозяйства; культуру поведения в быту; культуру потребления и т.д. Культура быта - это и личные потребности и интересы, отношения людей вне работы, гигиена, эстетические вкусы в виде предметов потребления, эстетика выражения лица, рук и тела. Таким образом, можно утверждать, что культура быта состоит из соответствующей системы знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, которые выступают как единство трех структурных компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенчески-деятельностного. Когнитивная (познавательная) составляющая включает в себя знания о сущности культуры быта, осознание значимости культуры быта в жизни окружающих людей.

Эмоционально-ценностный (аффективный) компонент характеризуется эмоциями, ценностями, потребностями, развитием социально-ценных и личностно-значимых мотивов. Это, прежде всего, положительное отношение к знаниям о культуре быта, желание заниматься домашним бытовым трудом, формирование умения критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность, культуру быта других. Поведенчески-деятельностный аспект раскрывается через реализацию в поведении усвоенных знаний и умений, опыт их применения в поведении, деятельности и творчестве, взаимодействие с другими людьми. Главная особенность процесса усвоения бытовых познавательных действий в том, что они всегда являются активными. Общеизвестно, что формирование личности ребенка начинается в семье. Среда, в которой он воспитывается, его моральные и этические ценности, культура, эстетические вкусы, бытовые привычки и поведение в быту влияют на формирование культуры быта ребенка. Решающая роль в формировании культуры быта учащихся школ-интернатов принадлежит школе.

Это связано с тем, что общеобразовательные школы-интернаты закрытого или полузакрытого типа для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки чаще всего выполняют реабилитационную и коррекционную роль в воспитании ребенка. Ученики таких школ преимущественно являются педагогически-заброшенными, “трудными” детьми. Большинство учащихся школ-интернатов - социальные сироты, т.е. дети, родители которых не уделяли по разным причинам должного внимания их обучению и воспитанию. Часто ученики школ-интернатов не посещали школу или посещали ее несистематически, многие из них потерпели психическое, физическое, сексуальное насилия до того, как они попали в интернат. Предыдущий опыт по организации быта, бытовых привычек у них или отсутствует, если мать бросила их еще в роддоме, или является отрицательным, если они до школы-интерната воспитывались в неблагополучных или неполных семьях. Отсутствие семейного воспитания, как правило, приводит к отставанию учащихся школ-интернатов также физическому, психическому, умственному и духовному развитию.

Если Вам необходима установка кондиционеров недорого, то обращайтесь в фирму "Климат Профф" - именно здесь высококвалифицированные рабочие.

 

Оставь комментарий первым