Индивидуализация обучения в ходе фронтальных занятий
Фронтальные занятия - должны быть максимально индивидуализированными. Для этого следует применять специальные приемы, направленные на активизацию индивидуальных действий, проявлений, учет индивидуальных различий, развитие индивидуальности. Они используются с целью активизации познавательных процессов, определения того, как каждый ребенок понял педагога, установление меры необходимой индивидуальной помощи или дополнительных объяснений. Все это можно найти, если купить ноутбук и залезть в интернет и прочитать ряд статей. Ряд приемов обеспечивает учет индивидуальных особенностей двигательной активности, интересов и т.д.
Ведущими среди них являются: индивидуальные вопросы, индивидуальные обращения к ребенку по имени, открытые безличные вопросы, в которых формулируется проблема; повторение или объяснение ребенком отдельных положений, мыслей, фрагменты материала, приведение примеров из темы, поиск намеренно сделанных педагогом ошибок, дополнения изложения; индивидуальные высказывания детьми собственных суждений по поводу определенных проблем, соображения относительно причинно-следственных связей между явлениями, событиями, установление отдельных закономерностей, выводов; демонстрация собственной работы, поиск и показ на демонстрационном материале отдельных элементов (по поручению педагога); индивидуальные поручения наиболее оживленным, подвижным детям, в которых закладывается дополнительную двигательную нагрузку. Подчеркнем, что если дети индивидуально выполняют самостоятельную работу с одинаковым уровнем сложности, это определяется как индивидуальная работа, а если учебные задания учитывают индивидуальные особенности ребенка и являются разными по уровню сложности, то это рассматривается как индивидуализация обучения.
Итак, индивидуализация обучения выступает одним из ведущих принципов современного дошкольного образования. Индивидуализация обучения предполагает совершенствование учебного процесса в дошкольном учебном заведении с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка, его учебных достижений, особенностей восприятия, мышления, воображения, темперамента и т.д. Осуществление индивидуализации в учебном процессе дошкольного учебного заведения требует постоянной работы педагогов в направлении повышения профессионального мастерства, внимательности к индивидуально-определенной динамике роста каждого ребенка, его личностных и учебных достижений, жизненной компетентности, а также постоянной заботы об обновлении материальной базы группы, обеспечении пособиями, материалами, разнообразие содержания учебных задач и планов.