Место — Бобруйск, время — конец II в. нашей эры

вкл. .

На территории современного Бобруйска в пойме ручья Бобруйка есть уголок с названием Дедново. Бобруйчанам, наверное, известно, что это место связано не только с пивной рекламой. Археологи открыли там поселения железного века и эпохи Киевской Руси. Работами на раскопках руководила Алла Владимировна Илытик из Института истории АН Беларуси. Несмотря на то, что памятник, находящийся в городской черте, был сильно поврежден хозяйственной деятельностью, ученым посчастливилось обнаружить следы жилых построек в виде углублений в земле. После зачистки одна из ям выглядела так, как это изображено во втором выпуске книги «Бабруйская старажытнасць». Сама автор считает, что древнее жилище было построено во II-III веке и представляло собой срубную полуземлянку с центральным столбом — опорой для кровли.

Я же считаю, что постройка выглядела несколько иначе.

Доказательства начнем с того, что в первые века нашей эры по сравнению с предыдущими временами усилилось «броуновское движение» племен по всей Восточно-Европейской равнине. Чаще стали накатывать волны переселений народов. К предгорьям Карпат, к Днестровскому и Днепровскому лиманам придвинулись границы Римской империи. Из прежнего, господствовавшего повсеместно родо-племенного строя все быстрее начали выкристаллизовываться новые социальные организации — военные дружины.

Не надо думать, что развитие человеческих обществ подобно равномерному и прямолинейному движению. Все совсем не так. Если где-то, в какой-то местности появлялась дружина, то соседним, менее организованным племенам, приходилось туго. Ну, а если несколько дружин объединялись в воинственную орду...

У греческих и римских авторов описаны множество народов, живших когда-то в Восточной Европе. Их давно уже нет. Ученые до сих пор спорят, что за племена скрывались под тем или иным названием. Слишком много этносов было стерто с лица земли жестоким прибоем пробивавшихся к цивилизации варваров.

Одной из самых загадочных культур раннего железного века, распространенных на территории Беларуси, считается зарубинецкая культура. Среди ученых существует мнение, что племена, образовавшие эту культуру, были предками славян. Впрочем, никто пока не привел прямых доказательств этому. Однако нет доказательств и противного. Какие-то связи есть, но полностью понять характер этих связей пока не удалось никому. Зарубинецкая культура исчезла к концу III в. нашей эры. Картина угасания ее пока неясна, но некоторые факты прослеживаются. Во-первых — это находки наконечников сарматских стрел и следы пожаров на зарубинецких городищах. Во-вторых — массовое переселение с городищ на Днепре в глубь Полесья, на Десну, на Волынь. В-третьих — с какого-то времени зарубинецкие племена вообще перестали строить городища (возможно, просто потеряли самостоятельность). На позднем этапе существования этой культуры основным типом поселений стали неукрепленные селища с тонким культурным слоем, бедным на находки. Кроме того, эти селища часто располагались группами недалеко друг от друга. Археологи доказывают, что на самом деле это одно и то же селение перекочевывало с места на место в пределах своей общинной территории помере истощения подсечно-огневых «ляд». То есть пашенное переложное земледелие сменилось у зарубинцев более примитивным, подсечным. И, наконец, зарубинецкая культура совсем выродилась, передав эстафету киевской культуре, родственной, но уже иной. Впрочем, люди киевской культуры недалеко ушли от поздних зарубинцев и в социальном, и в техническом плане. Они жили на таких же кочующих селищах, занимались тем же примитивным подсечным земледелием. Видимо, в течение II-III веков на земле центральной и южной Беларуси торжествовал культурный и хозяйственный застой. Где-то звенели оружием дружины, кого-то грабили, убивали, кто-то богател, дорастал до классовых отношений, рождались квазигосударства, лопавшиеся через два-три десятилетия, а племена зарубинцев, как и их наследники, долго не могли оправиться от удара сармат.

Зачем все эти подробности? Дело в том, что земли Бобруйского района в начале нашей эры целиком входили в ареал зарубинецкой культуры, а затем их населяли племена, оставившие памятники поздней зарубинецкой и киевской культур. Ко временам заката зарубинецкой культуры и относится первый этап существования селища Дедново. Вполне возможно, что на ближних притоках Березины или на ее старицах были подобные селища, куда перекочевывало население Деднова после оскудения «ляд» на берегах Бобруйки. А значит, жилище этой эпохи вряд ли могло быть настоящей бревенчатой «хатой», строить капитальное сооружение, а потом бросать его через несколько лет — нерационально. По-видимому, жилище на поселении Дедново скорее напоминало шалаш, чем избу. Об этом говорят и закругленные края ямы. Площадь ямы по дну явно меньше, чем площадь по краям. Бревенчатый сруб, сложенный «в обло» в таком небольшом пространстве, должен быть совсем игрушечным.

 

Оставь комментарий первым