Заботы социального педагога

вкл. .

Сегодня в каждой школе, наряду с учителями-предметниками, работает и особого рода педагог—социальный. Он не ведет традиционных уроков и не выставляет оценок по своей дисциплине, но выполняет очень важную для учащихся работу. Какую? Какие задачи приходится решать социальному педагогу и какими методами?

Для поиска ответов на эти вопросы я решила посетить несколько школ города Минска и побеседовать с социальными педагогами.

В СШ № 21 меня встретила Светлана Леонидовна Зыбина, которая работает социальным педагогом пять лет и, как я поняла, любит свою профессию. На мой вопрос, в чем же заключается главная задача социального педагога, она ответила просто: «Самое важное — это создание условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка. А также защита прав детей и молодежи, проведение работы по профилактике правонарушений и преступлений».

Как на практике проводятся такие мероприятия?

У нас в школе уже сложилась традиция приглашать для бесед с учениками специалистов. Например, к нам приходили врачи- наркологи из городского центра профилактики СПИДа, врачи-педиатры из нашей участковой поликлиники, инспекторы по делам несовершеннолетних, инспекторы МЧС, работники ГАИ и т. д. Все проходили переквалификацию в Rucubes. Эти встречи способствуют расширению кругозора ребят, помогают им понять, как следует поступать в различных ситуациях, предупреждают школьников о том, какие ситуации вообще не должны возникать в их жизни. Бывали в Вашей практике такие случаи, когда приходилось улаживать проблемы между детьми и их родителями?

Бывали, к сожалению. Чаще всего нам приходится замечать по поведению ребенка, что с ним происходит что-то неладное. В итоге нередко выясняется, что ему причиняют физические страдания его же родители.

Однажды в моей практике был такой случай, когда один мальчик в своем дневнике все время исправлял оценки на более высокие. После разговора с ним выяснилось, что отец дома жестоко бьет мальчика за плохие оценки. Мы вызвали отца в школу и поговорили с ним, объяснив, что это не лучший способ повысить успеваемость сына. Помогло.

Светлана Леонидовна, если у кого-то из учеников возникают проблемы в отношениях с родителями, они могут обратиться непосредственно к Вам?

Конечно. Они могут и должны в таких случаях обращаться именно к социальному педагогу или психологу. Специалисты понимают ситуацию более глубоко и могут подсказать, как лучше вести себя в сложившихся обстоятельствах, чтобы «обойти острые углы».

С какими еще вопросами обращаются к Вам ученики?

В начале учебного года учащиеся часто приходят ко мне, чтобы узнать, в какие кружки и секции можно записаться. У социального педагога всегда имеется информация о том, какие кружки или секции открыты в микрорайоне, есть расписание их работы. Ближе к концу учебного года все чаще приходят девяти- и одиннадцатиклассники, которых волнует вопрос дальнейшего обучения. Информация о ПТУ, ссузах и вузах у меня, естественно, тоже имеется. Мы вместе смотрим, прикидываем, подбираем, куда отправиться ученику после окончания школы. Кстати, нередко обращаемся и к помощи журнала «Репетитор». Очень часто возникают вопросы правового плана. Вот, скажем, восьмиклассники интересуются, что будет, если, допустим, они (ученики) будут пить пиво или курить в общественном месте? А если будут находиться в общественном месте после 23.00? И таких вопросов очень-очень много...

Да-а, оказывается работа социального педагога предполагает разноплановость забот. И, надо полагать, работа эта достаточно тяжела, хотя и интересна. К ней, как мне кажется, надо иметь призвание и обладать особенным качеством — уметь понимать детей. Социального педагога по призванию мне вскоре удалось найти. Зовугее Зублевская Александра Юрьевна. Она социальный педагог СШ № 123 г. Минска. С первых минут нашей беседы стало понятно, что этот человек нашел себя в профессии социального педагога. Об этом может говорить хотя бы то, что во время нашего разговора в ее кабинет неоднократно заходили ученики с какими-то вопросами и проблемами, причем с искренним доверием в глазах и уверенностью в том, что они обращаются к человеку, который им обязательно поможет.

Сколько лет Вы работаете социальным педагогом?

Я работаю уже шестой год. Начинала в Заводском районе, тоже в школе. Пришла туда работать еще студенткой в 1999 году. О социальной педагогике тогда мало что было известно, она только становилась «на ноги».

Почему Вы выбрали эту профессию?

К педагогике, вообще говоря, тянуло с детства. Правда, сначала я пошла в нее неосознанно. Я не знала, что это такое, но когда начала учиться, начала практиковать, поняла, что это действительно мое.

Расскажу такой случай. Как- то мне в первый раз пришлось присутствовать на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. В комиссии решался вопрос об отчислении из школы одной девочки. Разбираем ее дело. Я молча сижу и слушаю. Потом вдруг звучит вопрос:

- А что скажет мама?

Я поворачиваюсь к завучу, понимая, что мамы-то здесь и нет.

- Так что же скажет мама?

Завуч говорит:

- Да нет здесь мамы...

- А это кто?

- А это наш новый социальный педагог.

Вот так меня как бы случайно и окрестили.

Чем все же для Вас интересна эта профессия?

Наверное, тем, что много разных судеб проходит перед тобой. Разные дети, разные семьи. Порой ведешь себя, как какой-то третейский судья, отстаиваешь и права ребенка, и права семьи. Даже выступаешь как социальный адвокат. У нас в республике такого понятия, к сожалению, нет. А вот в Германии подобный опыт есть. Там социальный педагог выступает именно как социальный адвокат в молодежных судах.

А Вам приходилось защищать кого-то из своих учеников в роли адвоката?

Да. Был такой случай у меня, когда пришлось дойти до суда, защищая права ребенка. Получилось так, что родители одной девочки развелись. Отец был лишен родительских прав, но оставался жить в одной квартире с дочерью и бывшей женой. Он постоянно устраивал пьяные сцены, приводил друзей, тем самым нарушая права ребенка. В суде я выступала, как социальный педагог, в защиту прав ребенка.

Такие дела, наверное, отнимают кучу времени и сил?

Безусловно. Но мне это нравится. Я знаю, что делаю добро.

Будете ли Вы защищать ученика, зная, что он совершил правонарушение?

Я сначала всегда разберусь, в чем дело. Нарушение ведь можно совершить и случайно. Например, однажды мальчики поздно возвращались с дискотеки и были задержаны милицией. Среди них был и ученик нашей школы. Мальчик из благополучной семьи, учится хорошо. Я понимала, что получилось так случайно... И, естественно, я его защищала.

Если я убеждена, что подросток не виноват, то, пообщавшись с ним, встретившись с родителями, обследовав, если надо, жилищные условия, переговорив со всеми участниками процесса, я непременно буду его защищать.

С кем больше возникает проблем: с младшими классами или со старшеклассниками?

С младшими классами немножко меньше проблем потому, что у них один учитель, который их хорошо знает. А у старшеклассников много учителей- предметников, задача которых научить математике, физике, химии и т. д. Для бесед о личных проблемах времени не остается. Поэтому со старшими проблем побольше.

А с какими вопросами приходят к Вам старшеклассники?

С разными. Даже с такими, например, как правильно должны были выставить оценку по тому или иному предмету. Иногда даже возникает конфликт между учителем и учеником по поводу оценок. Бывают и другие конфликтные ситуации.

И как в таких случаях поступаете?

Всегда стараюсь поговорить и с учеником, и с учителем, поприсутствовать на уроке, выступить, опять-таки, в роли третейского судьи. И потом уже, если надо, учителю один на один сказать, в чем тот был не прав.

А бывают ли случаи, когда дети почему-то боятся обращаться к социальному педагогу?

Все зависит от самого социального педагога. Мне дети признавались: первые два года они боялись меня, но потом перестали. Мои, так называемые, «трудные» дети всегда говорят: «Ругайте, не ругайте, кричите, не кричите, но у Вас же глаза смеются». Дети всегда чувствуют, как ведет себя взрослый. Злой он или добрый. Еще известный педагог Макаренко писал о том, что фразу «Иди сюда» можно произнести с двадцатью разными оттенками.

Социальный педагог должен быть человеком искренним и добрым, им должен руководить не столько холодный рассудок, сколько любовь к человеку и чувство сострадания. Я люблю повторять слова Гете: Когда в вас чувства нет, все это труд бесцельный. Нет, из души должна стремиться речь,

Чтоб прелестью правдивой, неподдельной

Сердца людские тронуть и зажечь.

Беседы с социальными педагогами позволили приоткрыть завесу тайны их деятельности. Но я уяснила для себя нечто большее. Школьная жизнь - это не только череда сменяющих друг друга уроков. Она - большой кусок жизни человека с его радостями и печалями.

С педагогами беседовала Арина Евграфова

 

Оставь комментарий первым