Гелиоцентрическая модель строения Солнечной системы. Часть VI

вкл. .

Разумеется, классическая теория гравитации, как впрочем, и любая физическая теория, имеет свои ограничения и не может дать объяснение некоторым явлениям. К их числу относится вращение перигелия (ближайшей к Солнцу точки орбиты) Меркурия с угловой скоростью 43 секунды в столетие. Объяснение этого эффекта было дано Эйнштейном в рамках созданной им общей теории относительности или релятивистской теории гравитации.

Согласно Эйнштейну, массивное тело искривляет прилегающее к нему пространство. В частности масса Солнца искривляет пространство таким образом, что планеты движутся по эллипсоподобным траекториям. Здесь не употребляется понятие силы притяжения ньютоновской механики. Но причиной, вызывающей движение планет именно таким образом, является, как и у Ньютона, гравитационная масса Солнца.

Теория Эйнштейна довела принцип относительности до логического конца. Произошла, как говорят физики, полная релятивизация пространства и времени. Доказана относительность любого вида движения, в частности, движения с ускорением. Проиллюстрируем это на примере сил инерции на поверхности Земли.

Силу инерции можно представить себе следующим образом. В резко тормозящем автобусе сила инерции бросает находящегося в нем человека вперед. Относительно же Земли человек сохраняет состояние прямолинейного и равномерного движения. На человека, находящегося на вращающейся карусели, относительно Земли действует центростремительная сила, направленная коси вращения. Относительно же карусели человек испытывает действе центробежной силы инерции, направленной в противоположную от оси вращения сторону.

На тело, находящееся на поверхности Земли, также действуют силы инерции, связанные с ее вращением. В рамках общей теории относительности этот эффект можно объяснить, даже считая Землю покоящейся. Силы инерции в этом случае вызываются гравитационным воздействием вращающегося вокруг Земли небесного свода, то есть, по существу, всей остальной Вселенной. Иными словами, все физические явления принципиально возможно описать относительно покоящейся, находящейся в центре мироздания Земли в такой же мере, как и относительно Земли, вращающейся вокруг Солнца и своей оси.

Так что же, Галилей, будь он жив, сказал бы сегодня: «И все- таки она не вертится»? Может быть, бессмысленным был тысячелетний спор между гео- и гелиоцентрической системами?

 

Оставь комментарий первым