Пандемические вирусы

вкл. .

Тщательное изучение вирусов, вызывающих грипп, преподнесло ученым ряд неожиданных сюрпризов. Так, проведенные исследования показали, что для того, чтобы вирус гриппа стал пандемическим, необходимо, чтобы он нес в себе помимо «человеческих» генов фрагменты геномов вируса гриппа животных либо птиц. Оказалось, что вирусы гриппа птиц — это тоже вирусы группы А. Именно по этой причине РНК вируса «человеческого» гриппа может обмениваться участками генома с РНК вируса птичьего гриппа. Иногда к возникновению пандемического вируса приводят спонтанные мутации вируса гриппа птиц.

 

Выяснилось, что пандемические вирусы 1957 и 1968 годов несли в геноме помимо «человеческих» участков фрагменты РНК вируса гриппа птиц. Скрещиванию участков генома ученые дали специальное название — реассортация. Считается, что реассортация вирусов гриппа человека и птиц могла произойти в организме... свиньи. Свиньи, как и люди, могут заражаться как человеческим, так и птичьим гриппом. И если предположить, что два вируса (человеческого и птичьего) гриппа встретились в организме свиньи, то вполне возможно, что в результате реассортации обоих вирусов миру явился новый вирус, несущий гены вируса гриппа птиц, но патогенный для человека. К примеру, вирус, приведший к пандемии 1968 года, имел в геноме 6 генов «принадлежащих» вирусу гриппа человека и 2 гена вируса гриппа птиц. Такой вирус-«монстр» способен размножаться как в организме птиц, так и в организме человека, поскольку в своем составе он несет белки человеческого и птичьего вирусов гриппа. Но, к большому сожалению, для человека такой «коктейль» генов может оказаться роковым.

Дело в том, что из-за наличия «птичьих» генов и соответствующих специфических «птичьих» белков в оболочке такого вируса-«монстра» наработки защитных антител против опасного «пришельца» в крови человека не происходит. Более того, по этой самой причине оказываются совершенно бессильными все имеющиеся на сегодняшний день противовирусные вакцины. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время особенную угрозу для человека представляют даже не вирусы-«монстры», а чисто «птичьи» вирусы, которые в результате произошедших мутаций стали патогенными для человека. Примером тому может служить вспышка гриппа в Гонконге, разразившаяся в 1997 году. Выделенный тогда штамм вируса гриппа относился к печально известной группе А и по своей структуре очень походил на вирус гриппа птиц. В декабре 1997 года вспышку гонконгского гриппа удалось быстро погасить при помощи очень жестких мер: всего за одни сутки в Гонконге были истреблены все куры, утки, гуси и даже голуби. Ни много, ни мало, а уничтожено тогда было более 1 миллиона птиц за один день. Однако несмотря на такие радикальные меры в 1999, 2002 и в 2004 годах подобный вирус вновь давал о себе знать. Опасность состоит в том, что вирусы «птичьего» гриппа невероятно «теплолюбивы». Вероятно, это связано с тем, что температура тела птиц в среднем на 2-3 градуса выше, чем у человека. А что такое повышение температуры тела на 2-3 градуса для больного температурящего человека, объяснять не надо. Именно этой особенностью объясняется крайняя патогенность «птичьего» гриппа для человека и, как следствие, высокая смертность людей от него.

Итак, подведем итоги:

  • пандемии гриппа вызываются вирусами, относящимися к группе А;
  • пандемические вирусы гриппа могут являться видоизмененными вирусами «птичьего» гриппа, которые в силу некоторых причин стали патогенными для человека;
  • пандемические вирусы могут быть «человеческими» вирусами гриппа, которые в результате реассортации поменяли участки своего генома на участки генома птиц.

Интересно отметить, что родиной пандемических вирусов, как правило, являются южные провинции Китая. По-видимому, это объясняется высокой плотностью населения этого региона земного шара, жарким климатом, широким распространением домашней птицы и свиней в нем, повсеместным наличием небольших рынков с продающейся на них живой птицей и недостаточно развитой системой здравоохранения. Все это в комплексе создает практически идеальные условия для «перекреста» генов, возникновения новых разновидностей вирусов и почти молниеносного распространения их среди населения. А отсюда уже и рукой подать до всемирной эпидемии: достаточно нескольких инфицированных больных в разных точках планеты, и глобальная эпидемия спровоцирована. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что это довольно пессимистичный прогноз.

В заключение хочется сказать следующее: несомненно, вирус гриппа — это очень опасный противник, однако современная наука тоже «не дремлет», и научный прогресс не остановить. А это значит, что можно надеяться на то, что рано или поздно ученые создадут препарат, который позволит обуздать коварный вирус.

Подготовила Н. А. Скорина

 

Оставь комментарий первым