Тема 1. Селекция, ее задачи и основные направления. Методы селекции и ее достижения 10 класс Биология Тема 1
Ответы на контрольные вопросы по биологии глава № 8 класс -
1. Из перечисленных подчеркните, какая наука является основной для селекции:
цитология, генетика, ботаника, микробиология.
2. Закончите предложения.
а) Искусственно созданная человеком устойчивая группа организмов, имеющих определенные наследственные задатки, — это сорт, порода, штамм.
б) Явление, при котором возникает повышенная жизнеспособность и плодовитость у грибов первого поколения, полученных при скрещивании неродственных форм, называется гетерозис или гибридная мощность.
в) Гибрид пшеницы и ржи называется тритикале.
3. В каких случаях применяют близкородственное скрещивание?
В случае необходимости сохранить ценные аллели.
4. Какие недостатки имеет инбридинг?
В гомезиготное состояние переходят и мутации.
5. С чем связано явление гетерозиса? Приведите примеры «гетерозисных» животных.
Гетерезистное состояние признака обеспечивает большую жизнеспособность (кукуруза, бройлеры, свиньи).
6. К методам селекции, приведенным в левой колонке, подберите соответствующие характеристики из правой колонки.
|
А — кратное увеличения числа наборов хромосом одного видаБ — скрещивание особей, относящихся к разным видам (родам)
В — близкородственное скрещивание Г — получение мутантов, служащих исходным материалом для гибридизации и отбора Д — отбор по фенотипу группы особей с нужными признаками; применяется у перекрестноопыляемых растений многократно в ряду поколений Е — отбор единичных особей по генотипу с нужными признаками; применяется у самоопыляемых растений однократно или многократно в ряду поколений и приводит к получению чистых линий; у сортов, размножающихся вегетативно, позволяет закрепить признаки, которыми обладает гетерозиты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Д | Е | В | Б | Ж | Г | А |
7. Во втором и последующих поколениях эффект гибридной силы постепенно снижается. Используя знания по генетике, попытайтесь объяснить этот факт.
В последующих поколениях возрастает количество гомозиготных особей.
8. У каких организмов возможно закрепление гетерозиса? Почему это возможно?
У несамоопыляющихся растений.
9. Каким способом можно преодолеть бесплодие у гибридов, полученных при отдаленной гибридизации? Всегда ли это возможно? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.
Путем аллоплоидии — кратного увеличения числа хромосом, но это возможно только для растений.
10. Генотип тритикале состоит из генотипа гексаплоидной пшеницы и диплоидной ржи. После получения гибрида количество хромосом удвоено. Определите количество хромосом в генотипе тритикале, если пшеницы 2n=14," >2n=14,2n=14, у ржи 2n=14." >2n=14.2n=14.
- пшеница 8n=56;" >8n=56;8n=56;
- рожь 2n=14;" >2n=14;2n=14;
- тритикале 140." >140.140.