Наследники великой Победы. Часть I

вкл. .

Говорят, что жизнь—лучший сценарист. А жизнь военная — и вовсе сценарист безумный: она играет людьми, как ветер песчинками...

Фронтовая биография Евгения Александровича Тихановича, о котором я хочу рассказать, — яркое тому подтверждение. Главный герой, официально похороненный в далеком 45-м, живет в нашем городе и поныне.

 

Фронт уходил на Запад, а в Кореличском райвоенкомате шла мобилизация. 22 июля 1944 года группа призывников, среди которых был и Евгений Тиханович, добралась до отправного пункта в Столбцах. Будущие солдаты около недели ждали своего эшелона. С каждым днем их вещмешки «худели», кончались запасы провизии. Было решено отправить двух юношей домой— за продовольствием.

Евгений Тиханович и его земляк Иван Новик, преодолев сорок километров, вечером оказались в родной деревне. Когда загрузили мешки хлебом, салом, словом, кто чем смог, была уже ночь. Поразмыслив, парни договорились дождаться рассвета. Но на следующий день Иван категорически отказался возвращаться на отправной пункт в Столбцы: «Поезжай без меня, если хочешь!» — сказал он своему напарнику. Что оставалось делать Евгению? Броситься с Ваней в бега, стать дезертиром? Или вернуться в Столбцы, чтобы затем оказаться на фронте? Евгений выбрал последнее.

Приехав в Столбцы, он с ужасом обнаружил, что перрон пуст. Оказывается, прошедшей ночью воинский эшелон увез призывников, с которыми должен был ехать и Тиханович. Спустя день Евгений подошел к прибывшему поезду, долго упрашивал командиров: возьмите! Те отрезали: «Нам дезертиры не нужны!» К счастью, Тихановичу удалось уговорить парней из соседнего вагона, и те спрятали его в своей теплушке.

Дней через десять в Смоленске Евгений встретил призывников из своей деревни. «Когда я объяснил все командиру взвода, — вспоминает Евгений Александрович, — тот одобрил мои действия, то, что я взялся догонять своих. А ведь мог и не догнать!»

Месяц подготовки к отправке на фронт пролетел незаметно. Поезд с призывниками остановился в Литве. В лесу, в шатре из еловых веток, призывников приняли в комсомол, выдали временные билеты, а на следующий день новоиспеченные солдаты пошли в наступление, освобождая литовские города и поселки.

«Во взводе было нас четверо бойцов-белорусов из Клецка, Зельвы, Новогрудка, — рассказывает Евгений Александрович.—Перед наступлением мы дали друг другу слово помочь тому, кто будет ранен, сообщить семьям о смерти тех, кто будет убит».

Заняв оборону около городка

Килькалик, бойцы отбивались дней ; пять. Чтобы создать видимость своей ' многочисленности, солдаты клали I на бруствер несколько автоматов и, I перемещаясь по траншее, стреляли то из одного, то из другого. Из взвода остались в живых несколько человек.

 

Оставь комментарий первым