Знаете ли вы своего ученика?

вкл. .

«Знаете ли вы своего ученика?» — мы задавали этот вопрос многим учителям начальных классов, и первой реакцией почти всегда было недоумение: что за странный вопрос! Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения, знает ли он возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особенности развития и, наконец, знает ли, как учитывать все эти различия, как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в школу?

 

Вы не задумывались над этими вопросами? Наверное, все-таки задумывались: ведь каждому учителю приходится сталкиваться с ними буквально ежедневно. Конечно, можно не видеть или не знать всю многозначность проблемы и решать каждый раз какую-то одну важную только сегодня задачу. Как показывает опыт, учитель часто самоустраняется от решения названных вопросов не только потому, что не хочет, а потому, что не может, не знает, как и что ему делать. Но самое главное — он не всегда четко представляет себе, что может он сам, что может ребенок, где граница между «можно» и «надо», где нужно изменить сами требования к ученику, чтобы не навредить ему. Все это неудивительно, так как значительная часть учителей начальных классов (38% из более тысячи опрошенных) ответили, что к концу первого и даже третьего года обучения не знают каждого своего ученика, 36% — знают не всех (а учат-то тех!) и только 26% учителей считают, что знают каждого своего ученика. Заметим, что речь в данном случае идет не о качестве знаний, а об оценке самим учителем своего знания или незнания ученика. Эти результаты опроса не только удивляют, но и вызывают большую тревогу.

Три-четыре года общения, непрерывного воздействия! Можно ли ожидать положительных результатов, если работать с ребенком столь длительный срок, не зная его? Можно ли надеяться на успешность и эффективность собственных подходов, если все делается практически вслепую, не учитываются возможности малыша? Интересно было узнать, какие сведения имеет учитель о своем ученике, какие качества и особенности учитывает в процессе обучении. что, наконец, считает самым главным при обучении в школе. Ответы учителей в комментарии не нуждаются, вот цифры: подавляющее большинство учителей (61%) считают основным качеством, определяющим успешность обучения, трудолюбие ученика (прилежание, дисциплинированность, отношение к учебе); 20% учителей выделяют способности ребенка, понимая под ними весь комплекс качеств, включая внимание, память, мотивацию и т. д. Среди факторов, определяющих успешность в учебе, называют отношение в семье, отношение в коллективе, аккуратность, систематичность выполнения домашних заданий и многое другое. Ну а сам ученик, особенности его развития, готовность к школе, функциональные возможности, здоровье? К сожалению, лишь некоторые учителя считают необходимым строить учебный процесс с учетом состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности, готовности к обучению.

 

 

Оставь комментарий первым