Проблемы защиты детства

вкл. .

При таком отношении неудивительна и обоснованна тревога о здоровье детей, значительная часть которых не справляются с учебной нагрузкой, испытывают разного рода трудности обучения. Не случайно одна из секций Съезда работников народного образования называлась «Проблемы защиты детства». На секции остро стояли вопросы защиты детей от многих неблагоприятных факторов среды, и в том числе от всего комплекса неблагоприятных воздействий школы.

Впервые за многие годы говорилось о том, что школа часто приводит к нарушению состояния здоровья или усугубляет уже имеющиеся отклонения. И какими благими ни были бы наши намерения, немного будут стоить все знания, умения и навыки, которым мы научим детей, если не сохраним, а еще страшнее — загубим здоровье ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы учитель не только знал каждого своего ученика, но и умел учитывать его особенности в процессе обучения. Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «какова сопротивляемость», «как управлять» при решении задач по математике и т. д. И наконец, «что нужно делать, чтобы не испортить, не сломать»? А ребенок — сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, каждый единственный в своем роде «экземпляр»: как же можно работать с ним и не знать его?

Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребенку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.». Быть может, подавляющий интерес к методикам, программам, содержанию обучения в условиях, когда сам ребенок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания, и привел к столь печальной ситуации в школе? Конечно, это не одна- единственная проблема, но, несомненно, одна из самых важных. Именно поэтому воскресла идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а значит, знающего его. Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителем и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дают в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.

 

Оставь комментарий первым