Трудно ли учиться?
А трудно ли учиться? Существует два диаметрально противоположных взгляда на учебную нагрузку и ее влияние на организм ребенка. Многие учителя и родители считают, что учеба, особенно н начальных классах, совсем нетрудна, дети не напрягаются и вообще никакой это не труд — учеба. Другие, наоборот, считают, что учебная нагрузка очень трудна, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением. Конечно, учеба для ребенка — нелегкий труд, но утомления, а тем более переутомления можно и нужно избежать. Но возможно это только при такой организации учебного процесса, когда учитываются все те факторы, о которых мы уже говорили: возрастные возможности и особенности развития организма ребенка, готовность его к обучению, со стояние здоровья, все гигиенические требования к организации и режиму учебных занятий, закономерности динамики работосио собности и многие другие. По мнению известного советского гигиониста М. С. Громбаха, задача учителя — в том, чтобы сделан, «трудное — привычным, привычное — легким, легкое — приятным», и тогда учеба в школе будет доставлять детям радость. Тоже самое должен помнить и репетитор по математике, который прорешивает олимпиадные задачи по математике.
Нельзя не сказать об очень важном факторе — личности самого учителя, его роли и характере его взаимоотношений с учеником В. А. Сухомлинский считал, что «учитель — это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними» Увы, так бывает не всегда. Как часто еще приходится сталкиваться с крикливым, раздражительным, не желающим сдерживать себя учителем! Такой педагог оказывает отрицательное влияние ни психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них эмоционально отрицательные переживания, состояние тревожного ожидания, неуверенности, чувство страха и незащищенности. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы и отношениях друг с другом. В таком классе ученики часто жалуются на головную боль, плохое самочувствие, усталость. Еще хуже, если психотравмирующая ситуация, вызываемая неправильным поведением педагога, создается избирательно по отношению к одному ученику. К сожалению, такие случаи нередки. У ученика тогда возникает ответное чувство антипатии, страха и часто приводит к развитию невроза.