Пора или нет идти в школу?

вкл. .

Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то, наверное, всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье. Одновременно необходимо было решить проблему как лучше учить.

Ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, которые в нашей стране начались задолго до введения в школу обучения с шести лет. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые возникают в связи с более ранним обучением, но и найти более оптимальные сроки (возраст), когда ребенку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения. Ребенку совсем не обязательно учить формулы по математике, чтобы пойти в школу. Чтобы пойти ребенку в школу необходимо его к школе собрать!

Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определе­ния готовности ребенка к обучению (как говорили раньше, определение «школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), дру­гие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного, развития. Как показало теперь уже многолетнее изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным разви­тием, т. е. имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») — это тот уровень мор­фологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

 

Оставь комментарий первым