Можно ли определить готовность к школе?

вкл. .

Можно ли определить готовность к школе? Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информативные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе. Правда, эти методики мало используются самими учителями и чаще всего их применяют специалисты, работающие в медико-педагогических комиссиях по отбору детей в школу, но, к большому сожалению, и комиссии эти, необходимые в каждой школе, еще редки.

 

Одной из наиболее распространенных и доступных методик является опросник, который заполняется родителями, воспитателями детского сада. Если такой опросник будет заполнен до начала обучения или в первые недели, он очень поможет учителю. Опросник включает следующие разделы:

  1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легковозбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
  2. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).
  3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).
  4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).
  5. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит один или два звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается, при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная, правильно ли понимает смысл картинки или рассказа).
  6. Усвоение программы детского сада (имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких животных, доступны ли элементарные обобщения).
  7. Известны ли воспитателю или родителю отклонения в состоянии здоровья ребенка. В эту графу желательно внести результаты медицинского обследования перед школой, включающие показатели физического развития и их соответствия возрасту, состояния здоровья на момент осмотра, заболеваемости за предшествующий год.

Трудно ли провести такое анкетирование? Наверное, нет, сложнее выучить школьную математику — правда, оно потребует времени и, самое главное, желания учителя. Провести его можно на первом собрании. Оно поможет глубже узнать каждого своего ученика. Проанализировав анкеты, учитель должен взять под особое наблюдение детей быстро утомляющихся, раздражительных, беспокойных, выделить в особую группу учеников с задержкой или недостатками речевого развития (им необходима консультация логопеда, а рекомендации логопеда учитель обязательно должен выполнять), особенно внимательным следует быть и с и ми, кто часто болеет, имеет низкое физическое развитие, ожирение.

 

Оставь комментарий первым