Оценка теста Керна-Иразека готовности к школе

вкл. .

При выполнении первого задания дается такая инструкция: «Нарисуй здесь (на чистой стороне листа) какого-нибудь мужчину, дядю так, как умеешь». Дети часто задают много дополнительных вопросов — на них лучше ответить: «Рисуй, как умеешь». Можно подбодрить малыша, если он не уверен. На вопрос, можно ли рисовать «тетю», «принцессу» и т. п., необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю».

После того как ребенок закончит выполнять это задание, нужно перевернуть лист и дать следующую инструкцию: «На этой карточке что-то написано — ты еще не умеешь писать, поэтому постарайся срисовать так же». (Карточку с фразой нужно положить перед ребенком выше листа.)

 

После выполнения второго задания нужно положить перед испытуемым карточку с точками и дать такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать такие же в нижней части листа».

Каждое задание оценивается по пятибалльной системе, причем 1 — лучшая оценка, а 5 — худшая.

Дети, готовые к обучению в школе, должны нарисовать фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, обозначить глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы, фигура должна быть пропорциональной. При копировании точек нужно правильно сориентировать их в пространстве, при копировании фразы — правильно воспроизвести штрихи букв, их наклон, правильно разделить фразу на слова.

Критерии оценки фигуры хорошо видны на рисунках: 1 балл ставится тогда, когда у нарисованной фигуры есть голова, шея, туловище, ноги и руки, на голове — волосы, на лице — глаза, нос, рот, имеются признаки мужской одежды, а 5 баллов — когда на рисунке «нечто» головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится тогда, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла — предложение можно прочитать, 3 балла — можно прочитать хотя бы четыре буквы, 4 балла — с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов — каракули.

При оценке срисовывания точек 1 балл ставится за достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение и уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали, 2 балла — если есть незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек, 3 балла — группа точек грубо похожа на образец, нарушена симметрия, по (можно большее (не больше 20) и меньшее (не меньше 7) количество точек, 4 балла — точки расположены кучно, но могут напомнили. любую геометрическую фигуру, количество и величина точек любые, 5 — каракули. Помните, что отправив своего ребенка в школу, ему со временем придется решать комбинаторные задачи по математике.

Оценки каждого ребенка при выполнении каждого задания суммируются. Конечно, с первого раза быстро и правильно оцени и, качество выполнения всех заданий будет нелегко, но можно попробовать сделать это вместе с товарищами по работе, использовать так называемый метод экспертных оценок. При этом каждый поставит свою оценку за каждое задание, а в конечном итоге следует учесть среднюю. Например, три учителя начальных классов провели тестирование в своих классах и каждый из них оценивает не только работы своих учеников, но и работы детей из двух других классов. Оценивается работа Коли: за рисунок фигуры человека Коля получает 5, 4, 5 (средний балл 4,8), за фразу — 4, 3, 3 (средний балл 3,3), за точки все ставят ему одинаковый балл — 4; затем подсчитывается общий средний балл за выполнение всех трех заданий — он составляет 4,3 балла. Дети, готовые к обучению, получают, как правило, от 3 до 9 баллов. Поэтому не волнуйтесь, если есть сомнения — какой балл поставить.

Тест Керна-Иразека дает представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, развитии моторики. Все это необходимо при обучении ребенка в школе. В методических рекомендациях, о которых мы уже упоминали, наряду с выполнением теста Керна- Иразека советуется обязательно проверить качество звукопроизношения ребенка. Для этого можно использовать картинки, названия которых нужно предложить произнести вслух. На картинках должны быть изображены предметы, з названиях которых встречаются следующие звуки: сонорные: Р — твердый и мягкий, Л — твердый и мягкий; свистящие; С — твердый и мягкий, 3 — твердый и мягкий; шипящие — Ж, Ш, Ч, Щ.

Картинки или рисунки подбираются таким образом, чтобы каждый из перечисленных звуков встречался в начале, в середине и в конце: например, рак — ведро — топор, ведро — гриб — фонарь и т. п.

 

Оставь комментарий первым