При определении готовности ребенка к школе можно воспользоваться советами психологов
При определении готовности ребенка к школе можно воспользоваться советами психологов Л. А. Венгера и А. Л. Венгера, которые они дают родителям для проверки некоторых сторон умственного развития ребенка (В е н г е р Л. А., В е н г е р А. Л. Домашняя школа мышления.— М., 1985). Подобное тестирование также поможет учителю определить тех детей, которые требуют большего внимания, а в ряде случаев и применения особых методических приемов в процессе обучения.
Перед проверкой нужно определить, умеют ли дети слушать вас, выполнять ваши указания. Мы уже говорили о том, что ребенок, не владеющий этими умениями, даже много знающий, будет с трудом усваивать школьную программу. Для начала можно выполнить тренировочные задания. Каждому испытуемому дайте тетрадный лист в клетку (работу можно проводить и со всем классом, и с отдельными группами) и привлеките его внимание к предстоящей работе, например так: «Сейчас мы будем учиться рисовать красивые узоры. Приготовились — подняли руку с ручкой вверх: вспомним, где у нас правая сторона; теперь ведем руку направо (в воздухе), налево, вверх, вниз. Повторим еще раз. А теперь слушайте внимательно: я буду говорить не только куда, в какую сторону вести линию, но и какой длины она должна быть — одна клетка, две клетки (можно показать на доске). Начинаем рисовать узор: отступим сверху четыре клетки и от левого края листа — четыре клетки, поставим ручку на строку и ведем линию: одна клетка вверх — одна направо, одна вниз — одна направо, одна вверх — одна направо, одна вниз и т. д. При этом должен получиться вот такой узор».
Обязательно проверьте у каждого, правильно ли понят принцип работы, и тогда можно дать более сложный рисунок: «Все внимательно слушают, не отвлекаются и выполняют узор под диктовку: две клетки вверх — одна направо, одна вверх — две направо, одна вниз — одна направо, две вниз — две направо, две вверх — одна направо, одна вверх — одна направо, одна вниз — одна направо, две вниз. Дальше рисуйте сами».
Это и дальнейшие задания учитель не комментирует, не исправляет, не объясняет.