Уровень развития памяти ребенка
Очень важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто, но такую проверку нельзя производить со всеми детьми сразу. Это можно сделать в спокойной обстановке с каждым ребенком отдельно. Инструкция может быть такой: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их мне». Затем, не торопясь, ровным голосом нужно прочитать десять слов, например, таких: год, лес, мед, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука.
Прочтя все слова, нужно попросить ребенка повторить их, а затем это же задание сделать еще 3—4 раза. Важно делать все спокойно, не дергать малыша, не торопиться, так как ребенок не может сразу запомнить все слова. Похвалите его за те слова, которые он запомнил. Если он сразу вспомнил не менее пяти слов, после 3—4-кратного повтора — девяти-десяти слов, если не было провалов после какого-либо из повторов, а через час (если есть такая возможность) он забыл не более двух слов, то у него хорошая память. А если плохая? — это также должен учесть учитель в своей работе. Память ребенка очень важна при изучении математики и других школьных предметов.
Есть еще методики, которые позволяют определить другие показатели умственного развития ребенка, но они более сложные, хотя при желании ими могут воспользоваться и учитель, и родители. Гели вы захотите это сделать, то внимательно прочтите книгу А. Венгера и А. Л. Венгера «Домашняя школа мышления».
Все, о чем мы говорили, наглядно показывает, что «готовность к обучению» — показатель комплексный и, конечно, каждый из тестов ласт представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Безусловно, использование подобных тестов может помочь учителю, но в то же время мы считаем необходимым предостеречь учителя от крайностей в применении и оценке тестов. Во- первых, любая методика тестирования не дает стопроцентных гарантий, да и методика оценки, как вы смогли убедиться, достаточно субъективна. Во-вторых, выполнение каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Да, тестирование может помочь учителю не работать «вслепую», лучше узнать, понять каждого своего ученика и определить наиболее эффективные методы и способы работы с каждым. Но тестирование не дает повода учителю «выносить приговор» ребенку и родителям, а тем более единолично решать вопрос о возможности или невозможности его обучения в школе. Этот вопрос может решаться только медико-педагогической комиссией. Учитель не имеет ни морального, ни профессионального права сказать родителям: «Ваш ребенок не может учиться в школе»,— но вправе (доброжелательно и корректно) объяснить, чем могут родители помочь, как ликвидировать или восполнить те пробелы «готовности», которые выявлены при тестировании. Неудовлетворительные результаты тестирования в семь лет — это повод для немедленной консультации с врачом-специалистом, и только он имеет право решать вопрос о целесообразности обучения, а тем более ставить диагноз.