Психологическая готовность к школе

вкл. .

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способность или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки “вводными навыками”. Дело в том, что программа и методика обучении, существующие сейчас в школе, рассчитаны на ребенка, не получившего никакой подготовки (имеется в виду специальная подготовка обучение чтению, письму, счету). Поэтому неправильная методика обучения чтению, которую ребенок усвоил до школы, или методика письма, которому учит бабушка, «как раньше учили», не только не способствует успешности обучения, но и тормозит формирование навыков письма и чтения.

 

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще раз подчеркнем необходимость развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объема знаний, а качества мышления. Именно об этом учитель должен 1 начать родителям еще в апреле при записи ребенка в школу.

Несмотря на то что определение уровня готовности при поступлении в школу должно быть непременным условием отбора, на практике основным критерием отбора был и остается паспортный возраст. Характерно, что возраст является и основным критерием для выбора программы обучения 1—3 или 1—4.

Создается парадоксальная ситуация, когда ребенок, недостаточно готовый к школе в шесть лет, например, по состоянию здоровья, на следующий год (в состоянии несколько лучшем, но тоже далеко не удовлетворительном) в семь лет начинает учиться по программе 1-3, более интенсивной и насыщенной, хотя программа 1—4 подходит ему больше.

Практический опыт показывает, что начало систематического обучения в школе вызывает интенсивное развитие и совершенствование общего развития и у тех детей, которые к началу учебного года еще не обладали достаточным развитием «школьно-значимых функций». Поэтому вопрос о том, где будет лучше ребенку: в школе или еще год в детском саду — решить непросто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим, но довольно часто этот год не сказывается благоприятно на развитии и совершенствовании функциональных возможностей ребенка, а обучение в школе при соответствующих условиях и при специальном подходе учителя дает положительные результаты. Главное — знать и помнить одно: дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода, отставание по «само собой» не пройдет.

 

Оставь комментарий первым