Причина задержки развития ребенка
Не менее важно знать, что может быть причиной задержки развития, выделить те причины, которые могут способствовать такому отставанию.
Причины эти чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего неблагоприятные факторы в раннем развитии ребенка, такие, как неблагополучие течения беременности и родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни и в раннем детстве.
Причиной неготовности, конечно, может быть плохое состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, а значит, ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена и учебная нагрузка окажется не по силам.
Причиной неготовности могут быть не только сам ребенок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растет и развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей. В подобных семьях не только не обращают внимания на развитие ребенка, но и делают все, чтобы затормозить его. Как правило, эти дети с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы. И с первых дней обучения в школе проявляется весь комплекс трудностей. Это робкие, недостаточно самостоятельные в работе дети. У них отсутствует четкое понимание предъявляемых требований, работоспособность снижена. Они быстро утомляются при целенаправленной деятельности, с трудом могут «высидеть» весь урок, никак не сосредоточатся на задании, рассеянны, беспокойны. Один из таких детей — Петя М. Он поступил в школу в возрасте шести лет, в детский сад не ходил, воспитывался одной бабушкой. Родители мальчика жили отдельно, навещали его редко, отец страдал алкоголизмом. Беременность и роды протекали у матери тяжело. В течение первого года жизни Петя был очень беспокоен, постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел простудными заболеваниями и два раза перенес воспаление легких. В развитии ребенка отмечалась некоторая задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова — только к трем годам.