Характерные черты для деятельности ребенка 6- лет
Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей.
Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удержать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстроразвивающееся, так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10—15 минут интенсивной работы.
В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей — свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной* деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. Эти черты очень важны при подготовке к ЦТ. А вот темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее дея тельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т. д. На основе этих характеристик должен будет строиться и индивидуальный подход к ученику.
Существует соотношение между типами нервной системы, особенностями нервных процессов и темпераментами.
Типы нервной системы
Типы нервной системы |
Сильные |
Слабые |
|||
Безудержный |
Живой |
Инертный |
|||
Особенности нервных процессов |
Сила Уравновешенность Подвижность |
Сильный Неуравновешенный Подвижный |
Сильный Уравновешенный Подвижный |
Сильный Уравновешенный Инертный |
Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный |
Темпераменты |
|
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
В свою очередь есть соотношение между темпераментами и показателями психических реакций ребенка (быстротой и силой).
Соотношение между темпераментами и показателями психических реакций
Темпераменты |
Реакции |
|
Быстрота |
Сила |
|
Холерик |
Быстрый |
Чрезмерный |
Сангвиник |
Быстрый |
Умеренный |
Флегматик |
Медленный |
Сил ьный |
Меланхолик |
Медленный |
Слабый |
Из анализа таблиц видно, что выделяется четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента характеризуется своими психологическими особенностями и их сочетаниями. Однако следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Чаще всего в каждом ребенке сочетаются черты разных типов, и можно говорить лишь о преобладании тех или других его черт.