Характерные черты для деятельности ребенка 6- лет

вкл. .

Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей.

Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удержать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстроразвивающееся, так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10—15 минут интенсивной работы.

 

В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей — свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной* деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. Эти черты очень важны при подготовке к ЦТ. А вот темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее дея тельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т. д. На основе этих характеристик должен будет строиться и индивидуальный подход к ученику.

Существует соотношение между типами нервной системы, особенностями нервных процессов и темпераментами.

Типы нервной системы

Типы нервной системы

Сильные

Слабые

Безудержный

Живой

Инертный

Особенности нервных процессов

Сила Уравновешенность Подвижность

Сильный Неуравновешенный Подвижный

Сильный Уравновешенный Подвижный

Сильный Уравновешенный Инертный

Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный

Темпераменты

 

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

В свою очередь есть соотношение между темпераментами и показателями психических реакций ребенка (быстротой и силой).

Соотношение между темпераментами и показателями психических реакций

Темпераменты

Реакции

Быстрота

Сила

Холерик

Быстрый

Чрезмерный

Сангвиник

Быстрый

Умеренный

Флегматик

Медленный

Сил ьный

Меланхолик

Медленный

Слабый

Из анализа таблиц видно, что выделяется четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента характеризуется своими психологическими особенностями и их сочетаниями. Однако следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Чаще всего в каждом ребенке сочетаются черты разных типов, и можно говорить лишь о преобладании тех или других его черт.

 

Оставь комментарий первым