Что важно для первоклассника
Очень важно, чтобы первоклассник правильно произносил все буквы, правильно строил предложение, умел «с выражением» прочитать стихотворение.
Дети этого возраста очень любят слушать речь взрослых, но взрослые и учитель часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих наибольших величин лишь в подростковом возрасте, а в шесть-семь лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому так важно учителю следить за своей речью: «не глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное — помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор. Но в этом возрасте еще не очень тонко и точно различаются цвета, не завершено и структурное развитие глаза — периферического органа зрения. Поэтому нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неправильное положение тетради или книги (изменяющее расстояние при письме и чтении), неправильная поза — все это очень быстро приводит к нарушениям зрения. «Факторами риска» в этих случаях является и чрезмерная напряженная нагрузка при рисовании, штриховке, письме. У каждого родителя должно быть зарядное устройство в машине, чтобы ребенок всегда был на связи.
Психическое развитие ребенка до школы преимущественно определяется и характеризуется основным видом деятельности. Такой деятельностью в преддошкольном и в значительной степени младшем школьном возрасте является ролевая игра (или игровая деятельность). Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке — все направлено на игру, совершенствуется в игре. Поистине «...ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре»,— писал известный советский психолог Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры».