Память ребенка шести-семи лет

вкл. .

Память ребенка шести-семи лет непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма. При этом пересказать буквально первокласснику гораздо проще, чем «своими словами»; поэтому в рассказах так много междометий, звуков, движений, обозначающих действия. Кроме того, запоминается хорошо то, что чем-то мотивировано, значимо, хотя даже в возрасте от шести до семи лет эффективность непроизвольного запоминания резко возрастает и интенсивно увеличивается от первого к четвертому классу.

 

Характер мышления в шесть-семь лет также наглядно-образный или чувственный, т. е. при анализе события, ситуации, явления дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой-то единичный внешний признак. Если ребенок оказывается в ситуации, когда он вынужден оперировать знаниями и решать задачу отвлеченно, в уме, то это трудно, и, хотя он пытается это сделать, отсутствие опыта и недостаточное развитие понятий не позволяют ему составить суждение о предметах и явлениях. И поэтому в рассказе преобладают наглядные изображения и описание. Они еще не могут оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее яркому признаку. В рассуждениях детей этого возраста (а они любят порассуждать) есть своя логика, они даже пытаются делать выводы, но им еще мешает ограниченность опыта и знаний.

Личностное развитие перед школой в большей степени, чем его морфофункциональное развитие, зависит от социальных условий, среды, в которой растет ребенок, степени социального благополучия, или, иначе говоря, от того окружения, в котором он воспитывается. В то же время нельзя абсолютизировать влияние среды, так как в одних и тех же условиях развития при воздействии одних и тех же факторов могут сформироваться различные личностные образования, формы поведения.

 

Оставь комментарий первым