Каким образом и какие сведения о состоянии здоровья своих учеников может получить учитель?

вкл. .

Каким образом и какие сведения о состоянии здоровья своих учеников может получить учитель? Когда это целесообразнее сделать?

Мы считаем, что еще задолго до начала учебного года (во время приема документов в апреле — мае) учителю необходимо познакомиться с состоянием здоровья будущих учеников. Все эти необходимые для учителя сведения должны быть отражены в «Карте индивидуального развития ребенка» (эту карту должен иметь каждый ребенок, поступающий в первый класс). В ней должны быть заключения всех врачей-специалистов (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, психиатра, стоматолога, логопеда) о состоянии здоровья ребенка. Должны быть также указаны уровень физического развития ребенка и группа здоровья.

 

Если такие сведения есть, то это позволит учителю с первых дней учебного года выделить группу детей, которые нуждаются в особом внимании, индивидуальном подходе, щадящем режиме. Однако на практике почти не встречаются подобные «идеальные» карты. Как правило, все графы заполнены одним почерком (чаще всего медицинской сестры) и в них стоит «норма». Если судить по этим картам, почти все дети, поступающие в первый класс, не имеют никаких отклонений в состоянии здоровья, а это, к сожалению, не соответствует действительности.

Конечно, есть объективные причины. До настоящего времени не все детские поликлиники и дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, в состоянии были провести полноценную диспансеризацию детей, поступающих в школу, из-за отсутствия врачей-специалистов, и особенно детского психиатра. В таких случаях дошкольников обследует только врач-педиатр, который, естественно, не в состоянии квалифицированно заменить один всех специалистов. Бывают и такие недопустимые случаи, когда из-за отсутствия врача-педиатра карты заполняет медсестра дошкольного учреждения. Почти никогда не отражаются в картах имеющиеся у детей нервно-психические нарушения так называемого «пограничного характера», к которым относятся, например, задержки речевого, психического, моторного развития, различные невротические расстройства, нарушения поведения. Помните, что геометрические задачи 4 класс дети иногда не могут решить и в шестом классе.

Таким образом, в медицинской карте могут отсутствовать указания именно на те нарушения в состоянии здоровья ученика, которые являются основной причиной неуспеваемости, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушения школьной мотивации. Но нужно сказать, что в тех редких случаях, когда все эти сведения есть в медицинских картах, учителя еще реже пользуются ими. Неосведомленность учителя о состоянии здоровья ученика является одной из основных причин столь частых, к сожалению, педагогических ошибок, не позволяет правильно расценивать те или иные трудности, возникающие при обучении. Отсюда — и неумение найти индивидуальный подход, правильно организовать коррекционную помощь. Учитель часто обвиняет неуспевающего ученика в лени, невнимательности, неорганизованности, не подозревая даже, что в основе всего этого могут лежать нарушения нервно-психической сферы и что этот «лентяй» больше всего нуждается не только в правильном педагогическом подходе, но и в помощи врача. А результаты этого недопонимания часто бывают весьма печальными. Так, например, ребенок, имеющий временную задержку психического развития, может дать продвижение и выправиться только при правильно и своевременно проводимых лечебно-педагогических мерах коррекции, а при отсутствии их у него развивается стойкая неуспеваемость, осложняющаяся невротическими проявлениями, нарушениями поведения и в итоге полной несостоятельностью в обучении.

 

Оставь комментарий первым