Профилактика близорукости
В целях профилактики близорукости следует разделить учащихся на следующие группы:
С высокой и средней дальнозоркостью. Эти дети не требуют особого подхода — их можно рассаживать на задние ряды парт.
Со слабой дальнозоркостью. Эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений — в классе их лучше рассаживать на средние ряды парт.
С эмметропией, близорукостью, с высокой степенью дальнозоркости, а также дети, родители которых страдают близорукостью. Эти учащиеся требуют еще более строгого ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений — их необходимо рассаживать на передние ряды парт.
Существует также ряд упражнений, которые целесообразно проводить в течение урока на физкультминутках, например быстрый перевод взгляда с близкого на удаленный объект и обратно в течение от 0,5 до 1 минуты. Эти упражнения не занимают много времени и способствуют улучшению функционального состояния зрения, действуют особенно благоприятно при близорукости слабой степени.
Состояние зрения детей непосредственно связано с состоянием их осанки. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более актуально, что каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет нарушения осанки — асимметрию плеч и лопаток, сутулость, возникающие в результате нарушений тонуса симметричных мышц спины, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз).
Среди целого комплекса причин, приводящих к возникновению этих нарушений, занимают неправильный подбор мебели, нарушение позы при письме и чтении, недостаточная двигательная активность, неправильное проведение занятий по физическому воспитанию.