Дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка
Уже с первых дней учебного года становится ясным, что в каждом классе имеются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, на котором в основном играют, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения.
Учитель чаще всего объясняет это ленью, плохим воспитанием; родители выбиваются из сил, занимаясь с ребенком дополнительно до позднего вечера, а положительных результатов все равно нет. В итоге через несколько месяцев остро встает вопрос: что делать? Может ли ученик вообще обучаться в массовой школе? Без сомнения, каждому учителю знакома подобная ситуация. Так что же представляют из себя эти дети? Может быть, отклонения в их поведении связаны с нарушением здоровья? И часто ли встречается подобное?
Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15—20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Особенно высоким этот процент стал после того, как в школу пришли шестилетние дети.
Нарушения нервно-психического здоровья, о которых мы говорим, относятся к категории так называемых «пограничных расстройств», т. е. находящихся на грани нормы и болезни. Их настолько трудно распознать в дошкольный период, что в медицинской карте они, как правило, не фиксируются. Тем не менее при малейшем «толчке», которым и является начало систематического обучения в школе и весь комплекс школьных нагрузок, они принимают выраженный характер, и учитель сталкивается с этим раньше всех.