Какие дети должны вызывать тревогу у учителя

вкл. .

Какие же дети должны вызывать тревогу у учителя, требовать особого внимания и какие особенности их развития и состояния здоровья могут послужить причиной нарушения их интеллектуального, речевого, моторного развития, поведения и тем самым значительно затруднить их обучение в школе, привести к стойкой неуспеваемости?

Таких причин много, и они очень разные: тяжелое течение беременности матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарственных препаратов, преждевременные или затяжные роды. Большое значение имеют наличие травмы у ребенка, его частые болезни, особенно в возрасте до одного года, любое воспаление, ушиб или отравление, происходящие еще в слишком незрелом организме, с его лишь формирующейся центральной нервной системой.

 

Наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные микросоциальные условия воспитания — конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм.

Многие из отечественных и зарубежных исследователей с тревогой отмечают, что алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность являются одной из основных причин нервно- психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорны, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей. Самым частым последствием воздействия всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является раннее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств. Фактически ребенку приходится расплачиваться за то, что его мать болела в период беременности, или за то, что во время зачатия плода родители были пьяны, роды были тяжелыми и т. д.

Такие дети очень выделяются в классе. Их обычно называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Все поведение такого ребенка основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям — застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Если такие ученики не справляются с заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным, что «дети шумели». Всегда кто-то другой виновен в их неуспехе. В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает тетрадь в сторону, отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что оно не получается, что «болит голова».

 

Оставь комментарий первым