Нарушения в поведении ребенка
Довольно часто нарушения в поведении ребенка, его расторможенность, плохая приспособленность к обучению в школе объясняются его психической незрелостью, так называемым «инфантилизмом». Что это такое? Как проявляется, с чем связано? Если ребенку почти семь, а он ведет себя как пятилетний, если у него преобладают черты характера, свойственные для детей более младшего возраста. Это объясняется задержкой в развитии эмоционально-волевой сферы. Как и свойственно малышам, они суетливы, беспечны, веселы, непоседливы.
Им быстро надоедают даже любимые игры. В группе детского сада такие дети, как правило, не выделяются. Однако в школе такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется бегать, играть, а его заставляют сидеть за партой, заниматься скучным, неинтересным для него делом. В школе такие дети ведут себя так же, как в детском саду: на уроках непоседливы, играют, ходят по классу, не обращая внимания на учителя, не осознают себя учениками, безразличны к своим успехам в учебе. Необходимость сидеть на уроке уже через 10—15 минут вызывает у них крайнее утомление: они становятся возбужденными или, наоборот, вялыми, могут лечь на парту, не слушают и не хотят слушать учителя. Хотя интеллектуальной недостаточности у этих детей нет, они с трудом усваивают школьную программу. Очень часто у таких учеников отмечается отставание и в физическом развитии.
Митя Д. поступил в школу в семь лет. Очень маленький для своего возраста, мальчик больше походил на дошкольника. С первых же дней стала явной его полная неготовность к школьному обучению. Митя совершенно не понимал школьной ситуации: на уроках вертелся, смотрел по сторонам, ходил по классу, играл с книжками, карандашами, во все вмешивался, с детской непосредственностью задавал учителю неуместные вопросы, никакого интереса к школьным занятиям не проявлял, был совершенно равнодушен к оценкам. Уже через 10 минут он становился вялым, безразличным, скучал, лез под парту и занимался там своими делами (в основном играл с игрушками). Зато на переменах мальчик был неузнаваем: веселый, активный, инициативный в играх, проявлял выдумку, смекалку. Как выяснилось при беседе с мамой, Митя родился недоношенным, в раннем детстве часто болел, несколько раз перенес
воспаление легких, корь, ветрянку. В детский сад пошел с трех лет, и, хотя был очень подвижным, непоседливым, воспитатели считали, что мальчик хорошо развит. Любил играть в подвижные игры,, решать задачи на движение 5 класс, всегда был их инициатором, хорошо запоминал стихи, часто выступал на праздниках. Однако обращало на себя внимание то, что «учебные» занятия ему чрезвычайно скучны — Митя сразу становился безразличным, рассеянным. В школу идти не хотел, так как «в детском саду веселее: там играют, а в школе надо учиться».
В связи с тем что с первых же дней у мальчика начались трудности с обучением, учительница порекомендовала маме обследовать сына, чтобы решить вопрос, не связано ли это с нарушением его здоровья. При обследовании у врача-психоневролога было выявлено, что мышление у мальчика не нарушено, речь достаточно хорошо развита. Он хорошо понимал прочитанные сказки, рассказы, правильно раскладывал последовательные картинки, хорошо передавал их содержание, справлялся с заданиями по классификации предметов, при затруднениях использовал предлагаемую помощь. Все это свидетельствовало о том, что «школьные неудачи» Мити связаны с незрелостью его психоэмоциональной сферы, инфантилизмом. Родители и учитель получили подробные рекомендации по проведению коррекционных мероприятий. К нему был организован индивидуальный подход, дополнительные занятия, дополнительный отдых в течение дня (дневной сон, прогулки, ограничение учебной нагрузки). Постепенно мальчик стал более организованным, собранным, появился интерес к учебе, улучшилась успеваемость.