Если ребенок возбужденный, неусидчивый, невнимательный

вкл. .

Эдик К. поступил в первый класс, когда ему исполнилось 6 лет 11 месяцев. Постоянно возбужденный, неусидчивый, невнимательный, мальчик причинял много хлопот еще воспитателям в детском саду. Мама вспоминает, что сын и в раннем детстве был очень беспокойным, крикливым, часто болел простудными заболеваниями. В развитии от сверстников он, казалось бы, не отставал, но по росту всегда был меньше всех. В возрасте двух лет упал — был перелом носа.

 

В школу Эдик пошел с большим желанием, но нравилось ему только «играть с ребятами и на переменах носиться по коридору», «резать и клеить». Учиться было скучно, неинтересно, уроки казались очень длинными. И действительно, он мог сидеть спокойно только первые минуты урока, потом начинал зевать, потягиваться, поворачивался спиной к учителю, не обращая на него внимания. Занимался он только тогда, когда «было интересно», но и здесь его хватало ненадолго. Очень невыдержанный, он начинал отвечать, не дослушав вопроса, почти всегда невпопад. Был совершенно равнодушен к получаемым оценкам, выполнял задания только на конкретном материале, суждения его отличались поверхностностью, свойственной детям более младшего возраста. На уроке Эдика настолько все отвлекало, что учительница вынуждена была проходить с ним учебную программу индивидуально, после занятий. Однако продвижение было очень незначительным. С большим трудом мальчик осваивал счет, плохо запоминал буквы, не мог правильно держать ручку. В результате к концу учебного года программа не была усвоена и Эдика направили для консультации на медико-педагогическую комиссию, где ему рекомендовали дублировать первый класс. В дальнейшем мальчик стал более собранным, дисциплинированным, начал усваивать учебный материал, постепенно появился интерес к занятиям. Но и на протяжении следующего года у него оставалась рассеянность, повышенная утомляемость, что требовало строгого контроля со стороны учителя за его успеваемостью и состоянием здоровья.

Как показывает практический опыт, такая психическая незрелость, связанная с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы,— проблема в основном педагогическая и, как правило, не требует специального лечения. Основной помощью здесь является ежедневный, постоянный контроль педагога и родителей, направленный на формирование у таких детей самостоятельности, дисциплинированности. С одной стороны, не надо скупиться хвалить малыша за послушание, хорошую отметку, с другой — необходимо постоянно давать понять, что его недисциплинированность очень огорчает учительницу, маму, и не замечать постоянных капризов. Чтобы выработать у таких детей интерес к занятиям, очень полезно подводить их к школьной ситуации через игру, вводить игровые элементы в процессе обучения грамоте, счету, пользоваться красочно оформленными наглядными материалами. Принимая во внимание, что инфантильный ребенок, как правило, очень быстро устает, следует давать ему дополнительный отдых, уменьшать объем задания. Конечно, эта работа длительная, кропотливая, но начинать ее надо как можно раньше — только тогда можно добиться успеха. Однако не всегда так, казалось бы, просто решается эта проблема. К сожалению, встречаются более тяжелые проявления инфантилизма, как правило, у детей, которые в раннем возрасте перенесли различные травмы головного мозга, тяжелые заболевания. В подобных случаях состояние ребенка осложняется выраженными трудностями в поведении — двигательной расторможенностью, возбудимостью, драчливостью, взрывчатостью, грубыми нарушениями дисциплины. Им необходимо лечение. Во многих случаях, прежде чем решить вопрос о необходимых мерах педагогической коррекции, учителю следует направить ребенка на консультацию к врачу-специалисту.

 

Оставь комментарий первым